Формовка на болванках



Формовка на веревочной болванке. Этим древним способом можно формовать только сосуды с широким горлышком, например, крынку для молока или вазу. При любом способе лепки сосуда гончар всегда старается уделить большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практического назначения сосуда.

Не задумывались ли вы над тем, почему обычный молочный кувшин (крынка) всегда имеет широкую горловину, в то время как у других сосудов, предназначенных для кваса, воды, пива или вина, горлышки чаще всего узкие? Секрет, оказывается, прост. Молоко, в отличие от других жидкостей, образует на стенках кувшина нерастворимые осадки. Удалить их можно только механическим воздействием, то есть смыть с помощью тряпки, мочалки или хвоща.

Значит, горловина у них должна быть такой, чтобы в нее свободно входила рука человека. И это вынужден учитывать каждый гончар, формующий кувшин для молока. Всякое уменьшение диаметра горловины (для красоты) ведет к тому, что сосуд нельзя будет использовать по прямому назначению.

Молочный кувшин, или крынка, — это как раз та посудина, которую удобно формовать на веревочной болванке. Известно, что веревку легко смотать в клубок, имеющий форму шара. Какие-либо попытки придать клубку более- менее вытянутую форму — безуспешны. Выручить может только шпуля — стержень, удерживающий витки веревки в нужном положении.

Если нет возможности выточить такой стержень из дерева на токарном станке, то его можно сделать вручную, используя нож и топор. Некоторая неточность формы и шероховатость грубо обработанной древесины — не помеха, под слоями веревки все эти огрехи сгладятся. Когда шпуля будет готова, нужно прикинуть, сколько рядов веревки надо на нее намотать, чтобы получилась нужная форма задуманных размеров.

При определении числа рядов нужно исходить из того, чтобы самый большой диаметр шпули был обязательно меньше внутреннего диаметра горловины. Если выйдет так, что на шпулю нужно намотать нечетное число рядов веревки, то ее конец следует закрепить снизу. Соответственно, при четном числе веревочных рядов намотку надо начинать сверху.

Просверлите в шпуле небольшое отверстие, вставьте в него конец веревки и заклиньте небольшим деревянным колышком. В нашем случае на шпулю надо намотать три ряда веревки, плотно укладывая виток к витку. Закончив обмотку, конец веревки закрепите булавкой и приступайте непосредственно к лепке. Под рукой должны быть необходимые инструменты, хорошо промятая глина, покрытая мокрой тряпкой, и чашка с водой для смачивания рук.

Какая бы техника изготовления сосудов ни использовалась, всегда нужно стремиться к тому, чтобы толщина стенок сосуда, или, как говорят гончары, черепка, всюду была одинаковой. Только тогда можно надеяться, что при сушке, особенно при обжиге, посуда не треснет.

Лепку начинайте с подготовки глиняных пластов толщиной 5—7 мм. Вырежьте из пласта круглое донышко, укрепите его на подставке, а сверху установите обмотанную веревкой шпулю. Нарежьте раскатанные пластины с помощью ножа и линейки на узкие полоски и, начиная с донышка, постепенно облепите всю болванку.

Для прочности соединений стыки между полосками смачивайте водой или шликером — глиной того же состава, но разведенной до сметанообразного состояния. Последним на краю горлышка лепится венчик. Он должен быть толще стенок в два-три раза. Венчик как бы венчает верх посуды (отсюда его название), придает ей особую выразительность и законченность. Но все же лепят венчик не только красоты ради, но и с определенной практической целью.

Если края сосуда оставить такой же толщины, как и стенки, то на нем могут появиться многочисленные трещины. Ведь тонкий край высохнет гораздо быстрее, чем все остальные части сосуда. При этом он уменьшится в объеме, в то время как соседние участки будут еще оставаться влажными. Возникшие внутренние напряжения неизбежно приведут к трещинам. Чтобы высыхание происходило равномерно, край сосуда стали делать более массивным. Так постепенно на сосудах стал появляться венчик.

Закончив лепку, тщательно выровняйте поверхность крынки циклями, а затем разгладьте мокрой тряпкой. Когда глина слегка подсохнет, выньте булавку и медленно вытягивайте веревку за конец из глиняной оболочки. Сматывая со шпули верхний ряд веревки, нужно быть особенно осторожным: при резком движении на сосуде могут появиться трещины. Если такое все же произойдет, трещины с помощью кисти заполните жидкой глиной, а затем слегка уплотните поверхность сосуда в месте образования трещин.

Второй ряд веревки будет сматываться со шпули намного проще, третий — совсем легко. Вслед за веревкой из сосуда вынимается деревянная шпуля. Теперь осторожно выровняйте стеками стенки внутри крынки, насколько это возможно, а затем разгладьте влажной тряпкой или тампоном, укрепленными на палке. Крынка готова, ее остается только хорошо высушить, а затем обжечь и покрыть глазурью. При желании таким же способом можно слепить другие сосуды, используя не только деревянные шпули, но и подходящие по форме предметы.

Также на сайте:



Техника буккеро

Техника буккеро, при помощи которой поверхность керамического изделия приобретает черный и блестящий цвет, была усовершенствована этрусками. Керамические изделия этрусков отличаются особой элегантностью, особенно выполненные в стиле «тонкого буккеро», в котором они создавали такие изящные, с блестящей поверхностью изделия, что они казались сделанными из металла.

Этруски применяли гончарный круг и штампы для моделировки, но самой распространенной оставалась техника спиральной лепки из жгутов. В качестве сырья они использовали железосодержащую глину.



Обжиг в русской печи

Большинство народных глиняных игрушек проходили обжиг не в горнах, а в русской духовой печи. Обычно игрушки в русской печи обжигали во время очередной топки. Зачастую тут же на поду стояли горшки, в которых варилась пища. Но одно другому не мешало. Игрушки плотно устанавливали на железный противень и отправляли в печь. Сначала их около часа выдерживали в стороне от огня, давая возможность как следует просохнуть, а потом ставили противень на горящие дрова.