Тиснение



Все существующие способы декоративной отделки изделий из глины разделяются на два основных вида — рельефное и гладкое декорирование. Рельефное декорирование включает в себя резьбу, гравировку, тиснение, лепное узорочье. К гладкому декорированию относят лощение и морение (чернение), ангобирование, роспись. Изделия подвергают декоративной отделке или до обжига, или после него.

До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль-орнаментом — отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Кстати, его охотно применяют современные керамисты для создания на изделии определенной фактуры. В III — начале II тысячелетия до н.э. в Европе была широко распространена техника украшения посуды оттисками шнура и веревки.

Она была настолько характерна для некоторых племен, что их культуру ученые назвали «культурой шнуровой керамики». Шнуровой орнамент наносился вдавливанием в глину прутика, на который был намотан шнур. Располагая короткие отпечатки шнура под разными углами, гончар создавал из них самые разнообразные узоры.

Японские гончары вплоть до XX века использовали для украшения сосудов вместо шнура тесьму, сплетенную из рисовой соломы. Только что выполненный сосуд плотно обматывали тесьмой, сушили и отправляли в печь на обжиг. В печи солома выгорала, а на обожженном сосуде оставались углубленные отпечатки, создававшие на поверхности черепка оригинальную фактуру.

Древние мастера использовали для украшения керамики также отпечатки различных растений: колосья хлебных злаков и отдельные зерна, иголки хвойных деревьев, всевозможные раковины и т. п. У японцев долгое время пользовалась успехом, так называемая сосново-игольчатая керамика. Сырой сосуд обкладывали со всех сторон сосновыми иголками, которые закрепляли бечевками. После выжигания иголок образовывалась поверхность, сплошь испещренная мелкими черточками.

Кроме тесьмы и сосновых иголок, для тиснения использовались рисовые зерна. В стенки сосуда зерна вдавливали так, что образовывался узор, подчиненный определенному ритму. В таком виде сосуд помещали в печь. После выгорания зерен на поверхности сосуда оставался углубленный узор. Почти повсеместно в разные времена для нанесения тисненого узора гончары использовали соломинки, стебли тростника и древесные ветки.

Со временем кончики деревянных палочек стали скруглять, заострять, срезать под разными углами и, наконец, вырезать на их торцах простейшие фигурки. Штампики приставляли под прямым углом к поверхности изделия и, слегка нажимая, вдавливали в глину. Комбинируя и чередуя оттиски в определенной последовательности, получали выразительные узоры.

Если же штампики с круглым или прямоугольным сечением вдавливали в глину не под прямым углом к поверхности, а под острым, то образовывался узор из скобкообразных и когтеобразных вмятин. Несмотря на простоту, подобный узор выгодно подчеркивал форму глиняного сосуда, придавая ему особую выразительность. Узор, полученный вдавливанием в глину простейших штампиков, археологи называют «ямочным».

В сочетании с ямочным узорочьем часто верх сосуда опоясывали «жемчужинами» — небольшими полусферическими уголками. Чтобы получить одну из таких «жемчужин», стенку сосуда продавливали с внутренней стороны палочкой с закругленным концом до тех пор, пока на внешней стороне не появлялся хорошо заметный бугорок. «Ожерелье» из подобных «жемчужин» для наших предков было не только украшением, но и оберегом, охранявшим содержимое сосуда от недоброго глаза.

Также на сайте:



Лепка из пластин

Из глиняных пластин, имеющих одинаковую толщину, лепят изделия, имеющие в основном плоские поверхности. Для раскатывания пластин можно приспособить обычную хозяйственную скалку, фотовалик и даже бутылку. Добиться на глазок одинаковой толщины пластины при раскатывании обычно бывает довольно сложно. Но если под скалку подложить рейки соответствующей толщины, то раскатанная пластина будет иметь не только равномерную толщину, но и ровную гладкую поверхность. Чтобы направляющие рейки не смещались во время работы, их прибивают к доске мелкими гвоздями.



Керамика 19-20 веков

XIX век характеризуется бурным развитием техники и переходом к промышленному производству изделий, в том числе и керамических, что приводило к их обезличиванию. С протестом против засилья массовой продукции выступило «Движение Искусства и ремесла», зародившееся в Англии и призывавшее к переоценке значения ремесленного труда, к отказу от копирования стилей предыдущих эпох и созданию оригинальных произведений.