Тиснение и гравировка



Пальцевые защипы. Особый вид тиснения представляют собой так называемые пальцевые защипы. Основные, и единственные, инструменты, которыми подобное тиснение выполняется, — это пальцы рук. Посуда с пальцевыми защипами довольно часто встречается при раскопках скифских курганов. Пальцевым тиснением украшали края посуды и на- лепные жгуты, опоясывающие ее.

Приемы, разработанные еще в глубокой древности, продолжают применять и современные гончары, например, при отделке края цветочного горшка. Гончар сжимает венчик между большим и указательным пальцами так, чтобы края вдавленных углублений слегка коснулись друг друга, либо оставляет небольшие промежутки между ними. Еще в VI веке до н.э. скифские гончары специально делали у посуды двойной венчик, чтобы пальцевые защипы оказались только на внешней стороне сосуда. Одинарный венчик и плечики сосудов декорировали нередко идущими чередой вмятинами.

На плечики предварительно наклеивали жгут из мягкой глины. Чтобы сосуд, находящийся в кожетвердом состоянии, не деформировался, его стенку изнутри придерживали левой рукой. Один из древнейших способов украшения венчиков и шейки сосуда заключался в том, что, сделав очередную вмятину, гончар каждый раз сдвигал слой глины на несколько миллиметров в сторону предыдущей вмятины. Этот же прием использовали при отделке жгута, приклеенного к шейке сосуда.

Гравировка

Для украшения гончарных изделий всегда широко применялись узоры, прочерченные на поверхности глиняного изделия всевозможными палочками, вырезанными из твердой древесины или кости. Узоры в основном наносятся непосредственно при вращении гончарного круга, сразу же после формовки или же после того, как изделие слегка подсохнет. Гребенкой с острыми зубцами выполняют так называемый «прочерченно-процарапанный» орнамент.

Соприкасаясь с поверхностью изделия при медленном вращении гончарного круга, зубцы процарапывают глину на небольшую глубину. При этом на изделии появляется ряд параллельных заглубленных линий с выступающими бороздками по краям. Если гребешок остается в руке неподвижным, то линии будут получаться прямыми.

В узоре прямые линии нередко сочетаются с волнистыми, которые в древности символизировали воду. Нанося волнистые линии у горловины горшка как украшение, гончар в то же время вкладывал в них более глубокий смысл. Они были своеобразным пожеланием того, чтобы сосуд всегда был полным, а его хозяева имели бы постоянный достаток.

Постепенно магический смысл волнистых линий был забыт, и их продолжали наносить на посуду исключительно как украшение. При проведении волнистых линий гребешок слегка смещают то вниз, то вверх. Чем быстрее вращается круг, тем круче получаются «волны». Того же результата можно достигнуть, если не изменять скорость вращения, но смещать гребешок с большей частотой.

Характер волнистой линии зависит также от того, насколько равномерно происходит смещение гребешка. Если его плавно опускают вниз, а потом резко поднимают вверх, образуются волнистые линии с характерным изломом. При резком смещении гребешка через короткие промежутки на поверхности изделия возникает своеобразный, напоминающий сетку орнамент.

Разумеется, все эти, а также другие подобные узоры можно наносить гребенкой на вращающееся изделие. Мало того, есть узоры — например, такие, как «плетенка» из волнистых линий и «сетка», — которые можно выполнять только на неподвижных изделиях. Если кончики зубцов гребенки или просто палочки скруглить и отшлифовать, то они уже будут не процарапывать поверхность изделия, а вдавливать и уплотнять глину.

В результате бороздки по краям исчезнут, а в углублениях появится глянцевидный блеск. Нередко подобные узоры являются подготовительной стадией для инкрустации, когда полученные углубления заполняются цветными ангобами. Необходимо помнить, что наносить подобные узоры можно только тогда, когда глина подсохнет до кожетвердого состояния.

Также на сайте:



Подготовка модели

Определяя размеры модели, а следовательно, и заготовки, нужно учитывать, что глиняная отливка после сушки, а затем и после обжига уменьшается в общей сложности на 10—15%. Чтобы керамическое изделие после сушки и обжига имело ранее запланированные на эскизе размеры, следует модель для ее формы делать крупнее, с учетом процента усадки, который определяется опытным путем.



Лепка на гончарном круге

Формовка изделия на гончарном круге - это процесс, в котором участвуют искусные руки гончара и глина, действо, в ритмичных движениях которого рождается внутренняя связь между ними. До недавнего времени самым распространенным гончарным кругом оставался ножной круг, состоящий из вертикальной оси из железа, в верхней части которой укреплен небольшой диск, на котором происходит лепка, а в нижней - маховик, который приводит в движение верхний круг.