Способы тиснения



Зародившиеся многие тысячелетия назад приемы декоративной отделки благополучно дожили до наших дней благодаря своей простоте и доступности. Глубину тиснения подчеркивают возникающие вокруг каждого углубления блики. Подобные приемы декорирования используются современными мастерами для отделки различных изделий. Простой, но выразительный орнамент на сосудах выполняется ограниченным количеством инструментов — трубочкой, заостренной палочкой и лопаткой. Под слоем зеленой поливы «муравы» поверхность переливается, словно полированный малахит.

Если старые мастера использовали для тиснения такие подручные предметы, как соломины, стебли тростника, то теперь нередко к ним присоединяются крестовые отвертки, всевозможные трубки, шестеренки от часов, гвозди и шурупы. При умелом и очень осторожном их использовании можно составлять довольно выразительные узоры.

В последнее время для тиснения узоров стали применять всевозможные накатки. Накатка, сделанная из колесика от часов, дает возможность получать пунктирные линии. Из цилиндрической пластмассовой крышки от зубной пасты, имеющей продольные бороздки, можно сделать накатку для тиснения широкой полосы из параллельных черточек, а также для фактурной обработки поверхности.

Для нанесения шнурового узора накатку изготавливают из деревянного стержня, который обматывают шнуром или мягкой проволокой. После подсыхания глины углубления тисненого орнамента нередко заполняют цветными ангобами (жидкой глиной). Поверхность изделия становится гладкой, а узор четко выделяется на его фоне. Этот способ декорирования называется молетажем. В керамическом производстве он используется в основном для нанесения на посуду всевозможных бордюров.

Специальными накатками, вырезанными из твердой и плотной древесины (самшита, бука, груши, яблони, клена), можно наносить на сосуды рельефные узоры. Перед накатыванием на поверхность изделия наклеивается небольшой жгут из мягкой глины. Место наклейки смачивается водой. После прокатки жгут прочно соединяется с основой, а над поверхностью образуются выпуклые элементы узора. Однако гораздо чаще рельефные узоры наносятся на изделия с помощью всевозможных штампов с контррельефом. Штампы вырезаются из глины, находящейся в кожетвердом состоянии, дерева и линолеума.

Для резьбы по глине и линолеуму подойдут резцы, сделанные из стальных ученических перьев. Работая над контррельефом, всегда помнят о том, что каждое углубление в штампе будет строго соответствовать» выпуклой части будущего рельефа: чем глубже углубление, тем выше рельеф. После выполнения резьбы глиняный штамп сушат и обжигают.

Контррельеф на глине можно получить и более простым способом, воспользовавшись .готовым рельефом на изделии из керамики, стекла, дерева и металла. Часть узора, с которой собираются получить контррельеф, смазывают вазелином или восковой мастикой. Затем прикладывают кусок мягкой глины и вдавливают в нее рельеф. На глине остается оттиск, точно передающий все детали рельефа.

Остается только срезать лишнюю глину и слепить ручку, за которую было бы удобно держать штамп. Контррельеф для штампа веревочного узора легко получить, сделав оттиск с туго скрученной веревки. Если контррельеф вырезан в линолеуме, то в качестве ручки удобно использовать катушку из-под ниток. Кружок или прямоугольник из линолеума приклеивают к торцу катушки каким-либо универсальным клеем, например БФ-2. При нанесении рельефного узора на поверхность под штамп подкладывают глиняный шарик, из его массы формуются выпуклые элементы узора.

Также на сайте:



Обвар и глазурь

Обвар — последняя стадия обработки глиняной посуды в деревенских гончарнях. После обвара глиняная посуда становится менее водопроницаемой и к тому же более прочной. Обвар производится сразу же после того, как еще горячая посуда вынута из горна. Придерживая щипцами, ее окунали в заранее заготовленный жидкий раствор клейстера из ржаной или овсяной муки. Обваривали глиняную посуду также в квасной гуще, которая обычно оставалась на дне кадушки с квасом. Гончары Средней Азии для этих же целей применяли молочную сыворотку.



Приготовление пластины

Пластина - это основа для создания изделий как плоских, так и объемных, которая используется для получения интересных декоративных эффектов. Существуют различные способы приготовления пластины. Наилучший способ - это раскатывание пластины вручную.

Перебивание глины. Чтобы приготовить плоскую пластину из глины, с обеих сторон промните глину несколько раз руками (запястьями) или побейте кулаком. Держа пластину на весу, слегка растяните ее. Приподнимите пластину и отбейте ее о рабочую поверхность стола несколько раз с обеих сторон.