Способы тиснения



Зародившиеся многие тысячелетия назад приемы декоративной отделки благополучно дожили до наших дней благодаря своей простоте и доступности. Глубину тиснения подчеркивают возникающие вокруг каждого углубления блики. Подобные приемы декорирования используются современными мастерами для отделки различных изделий. Простой, но выразительный орнамент на сосудах выполняется ограниченным количеством инструментов — трубочкой, заостренной палочкой и лопаткой. Под слоем зеленой поливы «муравы» поверхность переливается, словно полированный малахит.

Если старые мастера использовали для тиснения такие подручные предметы, как соломины, стебли тростника, то теперь нередко к ним присоединяются крестовые отвертки, всевозможные трубки, шестеренки от часов, гвозди и шурупы. При умелом и очень осторожном их использовании можно составлять довольно выразительные узоры.

В последнее время для тиснения узоров стали применять всевозможные накатки. Накатка, сделанная из колесика от часов, дает возможность получать пунктирные линии. Из цилиндрической пластмассовой крышки от зубной пасты, имеющей продольные бороздки, можно сделать накатку для тиснения широкой полосы из параллельных черточек, а также для фактурной обработки поверхности.

Для нанесения шнурового узора накатку изготавливают из деревянного стержня, который обматывают шнуром или мягкой проволокой. После подсыхания глины углубления тисненого орнамента нередко заполняют цветными ангобами (жидкой глиной). Поверхность изделия становится гладкой, а узор четко выделяется на его фоне. Этот способ декорирования называется молетажем. В керамическом производстве он используется в основном для нанесения на посуду всевозможных бордюров.

Специальными накатками, вырезанными из твердой и плотной древесины (самшита, бука, груши, яблони, клена), можно наносить на сосуды рельефные узоры. Перед накатыванием на поверхность изделия наклеивается небольшой жгут из мягкой глины. Место наклейки смачивается водой. После прокатки жгут прочно соединяется с основой, а над поверхностью образуются выпуклые элементы узора. Однако гораздо чаще рельефные узоры наносятся на изделия с помощью всевозможных штампов с контррельефом. Штампы вырезаются из глины, находящейся в кожетвердом состоянии, дерева и линолеума.

Для резьбы по глине и линолеуму подойдут резцы, сделанные из стальных ученических перьев. Работая над контррельефом, всегда помнят о том, что каждое углубление в штампе будет строго соответствовать» выпуклой части будущего рельефа: чем глубже углубление, тем выше рельеф. После выполнения резьбы глиняный штамп сушат и обжигают.

Контррельеф на глине можно получить и более простым способом, воспользовавшись .готовым рельефом на изделии из керамики, стекла, дерева и металла. Часть узора, с которой собираются получить контррельеф, смазывают вазелином или восковой мастикой. Затем прикладывают кусок мягкой глины и вдавливают в нее рельеф. На глине остается оттиск, точно передающий все детали рельефа.

Остается только срезать лишнюю глину и слепить ручку, за которую было бы удобно держать штамп. Контррельеф для штампа веревочного узора легко получить, сделав оттиск с туго скрученной веревки. Если контррельеф вырезан в линолеуме, то в качестве ручки удобно использовать катушку из-под ниток. Кружок или прямоугольник из линолеума приклеивают к торцу катушки каким-либо универсальным клеем, например БФ-2. При нанесении рельефного узора на поверхность под штамп подкладывают глиняный шарик, из его массы формуются выпуклые элементы узора.

Также на сайте:



Применяемые красители

Яркость полученных глазурей при этой технике совершенно не зависит от количества введенных в глазурь окислов. Сильно окрашенные глазури восстанавливаются хуже. Восстановление идет тем энергичнее, чем мельче раздроблены и равномернее распределены в глазури частицы красителя. Если будем рассматривать глазури в период их расплавления как некоторую жидкость, то красители в ней будут находиться как бы в растворе и в очень раздробленном состоянии. Если же красителя будет много, то его частицы, слипаясь, станут крупнее и восстанавливаться будут хуже.



Гончарство и прогресс

Гончарство ознаменовало собой новый этап взаимоотношений человека и природы. Глина могла приобретать такие качества, как влагонепроницаемость, огнеупорность, только после целой серии специальных действий: добычи и обработки сырья, приготовления теста, формовки, сушки и термической обработки. В ходе многочисленных опытов, которых требовало производство керамической посуды, люди постепенно овладевали новыми знаниями. Таким образом, гончарное производство положило начало множеству новых отраслей.