Способы тиснения



Зародившиеся многие тысячелетия назад приемы декоративной отделки благополучно дожили до наших дней благодаря своей простоте и доступности. Глубину тиснения подчеркивают возникающие вокруг каждого углубления блики. Подобные приемы декорирования используются современными мастерами для отделки различных изделий. Простой, но выразительный орнамент на сосудах выполняется ограниченным количеством инструментов — трубочкой, заостренной палочкой и лопаткой. Под слоем зеленой поливы «муравы» поверхность переливается, словно полированный малахит.

Если старые мастера использовали для тиснения такие подручные предметы, как соломины, стебли тростника, то теперь нередко к ним присоединяются крестовые отвертки, всевозможные трубки, шестеренки от часов, гвозди и шурупы. При умелом и очень осторожном их использовании можно составлять довольно выразительные узоры.

В последнее время для тиснения узоров стали применять всевозможные накатки. Накатка, сделанная из колесика от часов, дает возможность получать пунктирные линии. Из цилиндрической пластмассовой крышки от зубной пасты, имеющей продольные бороздки, можно сделать накатку для тиснения широкой полосы из параллельных черточек, а также для фактурной обработки поверхности.

Для нанесения шнурового узора накатку изготавливают из деревянного стержня, который обматывают шнуром или мягкой проволокой. После подсыхания глины углубления тисненого орнамента нередко заполняют цветными ангобами (жидкой глиной). Поверхность изделия становится гладкой, а узор четко выделяется на его фоне. Этот способ декорирования называется молетажем. В керамическом производстве он используется в основном для нанесения на посуду всевозможных бордюров.

Специальными накатками, вырезанными из твердой и плотной древесины (самшита, бука, груши, яблони, клена), можно наносить на сосуды рельефные узоры. Перед накатыванием на поверхность изделия наклеивается небольшой жгут из мягкой глины. Место наклейки смачивается водой. После прокатки жгут прочно соединяется с основой, а над поверхностью образуются выпуклые элементы узора. Однако гораздо чаще рельефные узоры наносятся на изделия с помощью всевозможных штампов с контррельефом. Штампы вырезаются из глины, находящейся в кожетвердом состоянии, дерева и линолеума.

Для резьбы по глине и линолеуму подойдут резцы, сделанные из стальных ученических перьев. Работая над контррельефом, всегда помнят о том, что каждое углубление в штампе будет строго соответствовать» выпуклой части будущего рельефа: чем глубже углубление, тем выше рельеф. После выполнения резьбы глиняный штамп сушат и обжигают.

Контррельеф на глине можно получить и более простым способом, воспользовавшись .готовым рельефом на изделии из керамики, стекла, дерева и металла. Часть узора, с которой собираются получить контррельеф, смазывают вазелином или восковой мастикой. Затем прикладывают кусок мягкой глины и вдавливают в нее рельеф. На глине остается оттиск, точно передающий все детали рельефа.

Остается только срезать лишнюю глину и слепить ручку, за которую было бы удобно держать штамп. Контррельеф для штампа веревочного узора легко получить, сделав оттиск с туго скрученной веревки. Если контррельеф вырезан в линолеуме, то в качестве ручки удобно использовать катушку из-под ниток. Кружок или прямоугольник из линолеума приклеивают к торцу катушки каким-либо универсальным клеем, например БФ-2. При нанесении рельефного узора на поверхность под штамп подкладывают глиняный шарик, из его массы формуются выпуклые элементы узора.

Также на сайте:



Подготовка глины

Глину, имеющую оптимальную жирность и хорошо вылежавшуюся, достаточно лишь тщательно промять и выбрать случайно попавшие в нее камушки. В былые годы глину разминали в гончарне или избе на полу, посыпанном песком, который в загадке о горшке назван «топанцем». Нередко проминкой и очисткой глины занималась вся семья, в том числе и дети.

Глину топтали босыми ногами до тех пор, пока она не превращалась в тонкую пластину, которую тут же скатывали в рулон. Затем рулон складывали пополам и снова топтали. Когда же глина вновь обретала форму пластины, сворачивали новый рулон.



Глазури для восстановления

Глазурь, в которую вводят металлы, предназначенные для восстановления, должна быть составлена так, чтобы восстановительные газы не вызывали из ее состава отдельных металлов, способных заглушить нужный материал. Особенно опасен в данном случае свинец (сурик), когда его много в глазури (в легкоплавких). Он выделяется при восстановлении в виде серого матового металла, похожего на графит, который совершенно заглушает все остальные, уничтожая в глазури ее стеклообразность.