Сграффито с ангобом



Техника декорирования изделия путем процарапывания рисунка на поверхности глины встречается во всех культурах, знакомых с обработкой глины. Обычно сграффито выполняется на поверхности, покрытой ангобом, при одноразовом обжиге. Описанный здесь способ заключается в процарапывании рисунка на бисквите, что позволяет осуществлять точный контроль при графическом изображении и использовать большее, чем при одноразовом обжиге, количество воды.

Нанесите первый слой черного ангоба. По еще сырому слою ангоба процарапайте деревянным острием рельефный рисунок. Нанесите второй ангоб синего цвета, покрывая им густую сеть предварительно прочерченного рисунка.

На остальные части нанесите ангоб красного цвета. Деревянным острием выполните следующее сграффито на частях, уже заполненных цветным ангобом. Последние сграффито покройте слоем ангоба зеленого цвета. Этап постепенного высыхания ангоба. Будьте внимательны, на поверхности изделия могут появиться трещины в тех местах, где слой ангоба слишком толстый. Механической циклей очистите поверхность от ангоба, оставив на ней графический рисунок. Очистив изделие от пыли, поставьте его в газовую печь для обжига при температуре 1000°С.

Декорирование по бисквиту позволяет наносить ангоб быстро, не деформируя изделие. Не кладите ангоб слишком толстым слоем, чтобы он не отделялся от поверхности, что может быть вызвано усадкой ангоба, в то время как расположенная под ним глиняная масса после обжига уже не будет давать усадки. Поэтому при приготовлении ангобов в них добавляется значительное количество флюсов, которые оставляют поверхность пористой, что типично для ангоба.

Используйте глину белого цвета с добавлением синтетических красителей (а не природных оксидов) в количестве, необходимом для получения нужного оттенка, а также флюса, подходящего для закрепления того же цвета.

Существуют различные версии использования этой широко известной техники. В бассейне Средиземного моря она применялась для декорирования изделий из темной глины, которые покрывались белым ангобом, в результате чего получался контрастный по цвету рисунок.

В Корее около XIII века был развит способ «Санг-гам» (т. е. рисунок внутри). Он заключается в процарапывании рисунка на стенке изделия, а затем внутрь образовавшихся углублений заливается жидкая глина контрастного цвета. После разравнивания поверхности она покрывается слоем прозрачной глазури, содержащей железо, которое при восстанавливающем обжиге дает светлый голубовато-зеленый цвет.

Также на сайте:



Майолика

Прежде чем говорить о значении, производства глиняных изделий с цветными глазурями и эмалями, необходимо определить, что такое майолика. Майолика — изделия, изготовляемые из простых глин и покрытые непрозрачными белыми или цветными глазурями (эмалями). С расширением техники керамики к майолике стали относить и другие виды изделий, а именно:

- изделия с белым черепком, покрытым цветными глазурями, такие изделия называются майолика;
- изделия с цветным черепком, покрытым глиной другого цвета, и политые прозрачными белыми или цветными глазурями - мецца-майолика;



Цветные глазури и эмали

Всякое глиняное изделие, предназначенное для домашнего обихода или имеющее декоративное назначение, может покрываться глазурью или эмалью. Глазурь защищает пористый черепок изделия от проникновения в него жидкостей, от загрязнения и развития в нем микробов и кроме этого придает ему большую прочность.

Глазурь представляет собой стеклообразный покров, образуемый легкоплавкими смесями на поверхности глиняных изделий. Эмалью называется глазурь, в состав которой вводятся материалы, заглушающие ее прозрачность и придающие ей белый или другие цвета.