Сграффито с ангобом



Техника декорирования изделия путем процарапывания рисунка на поверхности глины встречается во всех культурах, знакомых с обработкой глины. Обычно сграффито выполняется на поверхности, покрытой ангобом, при одноразовом обжиге. Описанный здесь способ заключается в процарапывании рисунка на бисквите, что позволяет осуществлять точный контроль при графическом изображении и использовать большее, чем при одноразовом обжиге, количество воды.

Нанесите первый слой черного ангоба. По еще сырому слою ангоба процарапайте деревянным острием рельефный рисунок. Нанесите второй ангоб синего цвета, покрывая им густую сеть предварительно прочерченного рисунка.

На остальные части нанесите ангоб красного цвета. Деревянным острием выполните следующее сграффито на частях, уже заполненных цветным ангобом. Последние сграффито покройте слоем ангоба зеленого цвета. Этап постепенного высыхания ангоба. Будьте внимательны, на поверхности изделия могут появиться трещины в тех местах, где слой ангоба слишком толстый. Механической циклей очистите поверхность от ангоба, оставив на ней графический рисунок. Очистив изделие от пыли, поставьте его в газовую печь для обжига при температуре 1000°С.

Декорирование по бисквиту позволяет наносить ангоб быстро, не деформируя изделие. Не кладите ангоб слишком толстым слоем, чтобы он не отделялся от поверхности, что может быть вызвано усадкой ангоба, в то время как расположенная под ним глиняная масса после обжига уже не будет давать усадки. Поэтому при приготовлении ангобов в них добавляется значительное количество флюсов, которые оставляют поверхность пористой, что типично для ангоба.

Используйте глину белого цвета с добавлением синтетических красителей (а не природных оксидов) в количестве, необходимом для получения нужного оттенка, а также флюса, подходящего для закрепления того же цвета.

Существуют различные версии использования этой широко известной техники. В бассейне Средиземного моря она применялась для декорирования изделий из темной глины, которые покрывались белым ангобом, в результате чего получался контрастный по цвету рисунок.

В Корее около XIII века был развит способ «Санг-гам» (т. е. рисунок внутри). Он заключается в процарапывании рисунка на стенке изделия, а затем внутрь образовавшихся углублений заливается жидкая глина контрастного цвета. После разравнивания поверхности она покрывается слоем прозрачной глазури, содержащей железо, которое при восстанавливающем обжиге дает светлый голубовато-зеленый цвет.

Также на сайте:



Отмучивание глины

Большее влияние на качество гончарных изделий оказывает также степень общей засоренности глины крупными примесями. Чтобы определить эту засоренность, глину отмучивают. Для этого в кувшин, ведро или другую посуду с водой бросают кусок глины, не превышающий по объему 25% от емкости посуды.

Глину разбалтывают в воде до тех пор, пока она совершенно не распадется. Затем с течение 3 минут дают воде отстояться. Крупные примеси тяжелее частиц глины, поэтому при отстаивании они оседают на дно посуды.



Изучение древней керамики

Работу специалистов, занимающихся изучением древней и средневековой керамики, нередко сравнивают с работой эксперта-криминалиста. Глиняные сосуды, привезенные из одного региона в другой, или подражание «чужим» образцам нередко являются единственными свидетельствами экономических контактов, связей и культурных взаимовлияний между разными местностями, областями, странами и континентами.