Окрашивание глины



В некоторых случаях для усиления естественного цвета глины применяются красители. Больше всего для окрашивания подходит глина белого цвета, так как она представляет собой нейтральную основу и не изменяет оттенков используемой краски. Разные типы глины можно окрашивать, применяя оксиды металлов и красители, используя их как основу для эмалей. Сама глиняная масса непрозрачна и нестекловидна.

Для окрашивания глины требуется значительно больше красителя, чем при изготовлении эмалей. Точное количество зависит от интенсивности цвета, которую вы хотите получить. Для начала в глиняное тесто добавляется в 2-3 раза больше красителя, чем используется для окрашивания эмалей.

Текстурный эффект

Если к влажной глине приложить какой-либо предмет, то на ней остается его отпечаток, который порой создает впечатление художественной работы. Используя для этой цели различные предметы повседневного обихода, можно достичь неожиданного и интересного результата. Оттиск предметов на поверхности глины иногда потребует дальнейшего применения красок. Для украшения керамического изделия используются различные виды декорирования.

Тиснение. Выполняется, когда глина еще находится в пластическом состоянии. На этом этапе любой предмет: веревки и ткани, гвозди и цепи, штампики и шурупы - оставляет отпечаток на поверхности глины.

Гравировка. Речь идет о более глубокой обработке поверхности по сравнению с тиснением. Может выполняться на глине, находящейся в пластическом, кожетвердом состоянии, или после того, как изделие слегка подсохнет. При этом получаются разнообразные декоративные эффекты. Рисунок меняется также в зависимости от используемых инструментов, применение которых дает разные результаты.

Резьба. Выполняется на слегка подсохшей поверхности, в кожетвердом состоянии глины. При этом удаляется часть материала, иногда даже на значительную глубину. Декор делается по принципу негативного изображения.

Текстурные эффекты получаются из отпечатков листьев, коры, камней. Гравировка выполняется палочками из твердой древесины или кости, гребешком или гвоздем. Внизу показаны отпечаток, полученный в результате применения металлической губки, и резьба, выполненная сырцовой нитью.

Также на сайте:



Обвар и глазурь

Обвар — последняя стадия обработки глиняной посуды в деревенских гончарнях. После обвара глиняная посуда становится менее водопроницаемой и к тому же более прочной. Обвар производится сразу же после того, как еще горячая посуда вынута из горна. Придерживая щипцами, ее окунали в заранее заготовленный жидкий раствор клейстера из ржаной или овсяной муки. Обваривали глиняную посуду также в квасной гуще, которая обычно оставалась на дне кадушки с квасом. Гончары Средней Азии для этих же целей применяли молочную сыворотку.



Глазури с марганцем

Марганец окрашивает глазури в розоватый, фиолетовый, лиловый (аметистовый) и коричневый цвета. Добавляют его в виде: окиси марганца - порошок темно-коричневого цвета или перекиси марганца, иначе пиролюзит - это чиатурская руда, добываемая в Армении. После размола представляет собой черный порошок. Как натуральный материал всегда содержит примесь железа. Для коричневых и бурых глазурей эта примесь не вредна, но совершенно недопустима для фиолетовых и розовых глазурей.