Налепы



Издревле гончары использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений — руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, — жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.).

Обычно жгуты раскатывают на гладкой поверхности руками. Если же требуется получить множество жгутов одинакового диаметра, то глину раскатывают специальной дощечкой, имеющей внизу ограничители. От них зависит толщина раскатываемого жгута. Чтобы заготовленные жгуты, да и другие мелкие детали, не подсыхали и не теряли пластичности, их накрывают сверху влажной тряпкой.

Если необходимо получить из отрезка жгута завиток, его концы раскатывают до тех пор, пока они не станут острыми. В зависимости от задуманного узора жгут с заостренными концами свертывают в завиток с плотно примыкающими спиралями либо с небольшими зазорами между ними. Из более длинной заготовки получают двойной завиток. Узор может состоять из одного, двух и более элементов. Характер узора зависит от расположения включенных в него элементов. Тот же завиток, только расположенный по-другому, производят совершенно иное впечатление.

Предназначенное для декорирования изделие должно находиться в кожетвердом состоянии. Вначале к стенкам сосуда приклеивают прямые жгуты. Затем на одинаковом расстоянии друг от друга — завитки, и в последнюю очередь — круговые налепы. При выполнении любого налепного рельефа, прежде чем приклеивать деталь, глину в месте приклеивания взрыхляют, делая насечки зубчатой стекой, и смазывают жидкой глиной или смачивают водой. Приклеив деталь, жидкой глиной тщательно промазывают щели.

Кроме завитков, в налепных узорах широко используются круглые и овальные налепы. Их изготавливают из того же жгута, только нарезанного на равные короткие части. Если кусочек глиняного жгута величиной примерно с крупную горошину быстро раскатывать между ладонями, то обязательно получится катыш, напоминающий вытянутую бусину. Чтобы из того же кусочка глины вышел шарик, его катают на ладони указательным пальцем. Когда готовые катыши наклеивают на поверхность изделия, их слегка сплющивают.

Использовать налепные детали можно не только для составления, но и для получения на поверхности изделия различной фактуры. Например, с помощью круглых катышей легко получить очень выразительную бугорчатую фактуру, которая будет контрастировать с гладкой поверхностью декоративной вазы.

Катыши, имеющие коническую форму, могут быть использованы не только для декорирования вазы и карандашницы, но и для изготовления забавных фигурок. Например, они могут имитировать иголки ежа. Конусы можно изготовить из продолговатых катышей, разрезав их пополам. Более крупные и удлиненные конусы делают из кусочков жгута. Отрезанный от жгута цилиндрик кладут на дощечку и пальцем раскатывают только один его конец.

Особый вид налепов вырезается из глиняного пласта. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и силуэты всевозможных животных и растений. Единичные силуэты вырезаются от руки ножом, а часто повторяющиеся — с помощью металлических формочек. Глину раскатывают скалкой на доске с ограничителями, а затем слегка подсушивают.

Если предстоит использовать в орнаменте одинаковые детали, изготовляют формочки из листового металла или жести от консервной банки. Формочки равномерно вдавливают в глиняную пластину, а затем извлекают из них готовые фигурки. Примерно так же хозяйки вырезают фигурные пряники. Готовые детали наклеивают на поверхность изделия. Но силуэты «оживут» только после того, как их детали будут проработаны стекой.

Налепами, вырезанными из глиняных пластин, а также штампованными розетками украшен декоративный сосуд, изображенный на рисунке. Пластину нарезают на узкие полоски. Один край каждой пластинки обрезают выгнутым из жести резачком. Полоски с резным краем накладывают на фигурку, начиная снизу. Каждая последующая полоска должна перекрывать нижнюю. Узор из розеток, идущих по туловищу сосуда, выполняется из шариков, которые прижимают к основе штампом.

Если же есть опасения повредить стенки сосуда, узоры штампуют на отдельной дощечке, а уж потом приклеивают на свои места.

Также на сайте:



Обжиг керамики

При контакте с теплом глиняное изделие обретает новую жизнь. Вода уступает место огню, который делает глину твердой как камень. Огонь ускоряет процесс, происходящий в природе в течение веков под воздействием солнечного тепла.

После обжига глиняные изделия становятся еще более твердыми, а главное - приобретают прочность и долговечность, которые позволяют нам уверенно пользоваться ими в быту и благодаря которым многие керамические предметы из далекого прошлого сохранились до нашего времени.

Печи



Керамика в Средневековье

Среди средневековых гончарных центров Евразии, кроме стран Дальнего Востока, особенно выделяются Турция, Иран (в то время Персия), Кавказ и Средняя Азия. Представители разных стран долгое время безуспешно пытались узнать секреты технологии фарфора.

Лишь в начале I тыс. н. э. гончары Турции и Ирана изобрели производство майолики — посуды и изделий, украшенных цветными составами в виде растительных орнаментов и покрытых глазурью.