Майолика



Майолика является частью традиционных промыслов в Италии. Эта техника появилась в Италии в XIV-XV веках и затем широко распространилась с некоторыми стилистическими различиями. Речь идет о блестящем глазурованном покрытии, нанесенном на бисквит. Согласно традиции, декорирование выполняется на слое покрытия из белой эмали, который нейтрализует основу и усиливает цвета последующих покрытий.

В конце добавляется слой прозрачной глазури, обычно блестящей. Подобная техника - полумайолика - практикуется со времен Средневековья. Она более быстрая в изготовлении и, что существенно, более дешевая по сравнению с настоящей майоликой, так как в этом случае декорирование производится на еще сыром изделии, покрытом слоем жидкой глины белого цвета (ангобом) вместо эмали. После чего изделие покрывают слоем глазури и обжигают при температуре около 900°С.

Покрытие первым слоем эмали. Однородное покрытие, обычно белого цвета, выполняется на поверхности бисквита и представляет собой тонкий стеклообразный слой на основе олова. Чтобы слой был равномерным, используется пистолет- спрей, эмаль распыляется на расстоянии около полуметра от изделия.

Чтобы эмаль не подтекала, ее наносят сверху вниз тонкими струями. Если изделие объемное (трехмерное), оно устанавливается на вращающейся поверхности. Покрытие эмалью следует производить на открытом воздухе или в специальном помещении, используя защитную маску.

Окрашивание. Этот этап декорирования выполняется с использованием пигментов и оксидов металлов. Рекомендуется наносить краски в строго определенной последовательности слоев, начиная со светлых и заканчивая темными тонами, способом, похожим на технику акварели. Однако слой не должен быть чрезмерно толстым.

Нанесение красок выполняется мягкими кисточками, которые могут удержать достаточное количество воды. Но следует иметь в виду, что эмаль обладает свойством легко абсорбироваться, затрудняя движение кисти. Вода быстро испаряется, и краска слабо закрепляется на поверхности.

Глазурь. В майолике используется жидкая глазурь. Раньше глазурь имела свинцовую основу, теперь содержание свинцовых оксидов в майоликовых глазурях ограничено, и глазурь предварительно фриттируют (т. е. сплавляют). Сырая глазурь приготовляется путем смешивания 60 % воды и 40% порошка всех компонентов глазурной шихты. Затем глазурную суспензию пропускают через сито.

Перед использованием рекомендуется дать суспензии выстояться около 10 часов. Нанесение глазури может осуществляться способом погружения или распыления. Глазурь застывает в течение нескольких секунд. Перед нанесением любым способом необходимо хорошо очистить поверхность бисквита от следов жира и пыли, которые могут помешать закреплению глазури.

Перед тем как поставить изделие в печь, мокрой губкой необходимо протереть нижнюю поверхность (дно) изделия, чтобы расплавленная глазурь не прилипала к плите в печи. Обжиг производится при температуре 920-980°С.

Также на сайте:



Отмучивание глины

Большее влияние на качество гончарных изделий оказывает также степень общей засоренности глины крупными примесями. Чтобы определить эту засоренность, глину отмучивают. Для этого в кувшин, ведро или другую посуду с водой бросают кусок глины, не превышающий по объему 25% от емкости посуды.

Глину разбалтывают в воде до тех пор, пока она совершенно не распадется. Затем с течение 3 минут дают воде отстояться. Крупные примеси тяжелее частиц глины, поэтому при отстаивании они оседают на дно посуды.



Развитие гончарного круга

При ручной лепке сосудов подставку, на которой они стоят, необходимо время от времени поворачивать. Для облегчения вращения подставки какой-то безвестный гончар догадался укрепить ее на оси. Вскоре он приметил, что при быстром вращении подставки сосудам можно придавать более правильную форму. Но легкая подставка довольно быстро останавливалась после раскручивания, и, чтобы увеличить инерцию вращения, ее стали делать более массивной — из твердой древесины, обожженной глины и камня. Так, вероятно, появился ручной гончарный круг.