Майолика с люстром
Дерута - поселение в области Умбрия, которое славится давней и богатой традицией керамического производства. Широко известна майолика с люстром, изготовленная местными мастерами.
Гончар использует технику напыления для воспроизведения рисунка на предмете. Контуры рисунка наносятся на кальку иглой. Калька помещается на керамическую поверхность, которая тампонируется матерчатым мешочком с порошком графита. После снятия кальки на поверхности остаются контуры. Во время обжига следы графита исчезают.
Контуры прорисовываются красками для майолики при помощи тонкой кисточки с резервом, которая служит также для очерчивания контуров различных участков и декоративных мотивов. Декорирование проводится по принципу от общего к частному, к деталям.
Самая большая трудность при работе с майоликой заключается в распределении краски на поверхности изделия и умении дозировать требуемое количество воды.
С конца XV века город Фаэнца прославился благодаря изготовленным здесь расписным керамическим изделиям, которые приобрели мировую известность. В XVI веке фаэнциские сервизы из майолики ценились так высоко и стоили так дорого, что им отдавалось предпочтение по сравнению с сервизами из серебра.
Для фаянса применяют, как правило, свинцовые глазури, а после нанесения глазури фаянс украшают керамическими красками при обжиге при низкой температуре. «Итальянским фаянсом» иногда даже до сих пор называют майолику. В настоящее время в городе, в котором находятся Международный институт искусства керамики и музей с богатой коллекцией керамики, успешно развивается производство керамики и проводятся научные исследования и поиск новых и современных форм выражения в искусстве майолики.
В этом направлении работают и известные мастера- художники, и ремесленники-гончары. Создавая современную интерпретацию майолики и сохраняя традиционные основы технологии, керамисты экспериментируют с новыми формами и красками.
Художница Фиоренца Панчино изготовляет предметы из керамики с яркими красками, люстром, текстурными поверхностями, покрытыми эмалью и красками. Чтобы добиться полного плавления эмалей, эти изделия обжигаются 2-3 раза, так как при наложении нескольких слоев возникает много разных дефектов (усадка, пузырьки воздуха). Второй обжиг производится при температуре 920-930°С.
Также на сайте:
Керамическая массаСразу использовать глину, принесенную из карьера, нельзя. Вначале ее необходимо подвергнуть дополнительной обработке: очистке, измельчению, при необходимости и желании, промывке. Только после этого можно приступать к созданию керамической массы, т. е. смеси глины с различными добавками: другими сортами глин, органикой, минералами. У каждого гончара есть свои приемы обработки глины. Однако вышеперечисленные процедуры являются обязательными для любого гончарного производства. Вначале измельчите куски глины при помощи лопаты, заступа, молотка или обуха топора. |
Улучшение качества глиныПри разработке карьера необходимо удалять из глины камни, гальку, крупные включения известняка и другие вредные примеси. Если глина в карьере неоднородна по качеству, нужно при разработке сразу же составлять соответствующую смесь — шихту из глин - различного качества. Допустим, что в карьере имеются слой тощей и слой жирной глины. Ни слишком жирная, ни слишком тощая глина для производства гончарных изделий, как известно, непригодна. Но если смешать в определенном соотношении жирную глину с тощей, то полученная таким образом шихта по пластичности будет вполне пригодна для производства. |