Майолика с люстром



Дерута - поселение в области Умбрия, которое славится давней и богатой традицией керамического производства. Широко известна майолика с люстром, изготовленная местными мастерами.

Гончар использует технику напыления для воспроизведения рисунка на предмете. Контуры рисунка наносятся на кальку иглой. Калька помещается на керамическую поверхность, которая тампонируется матерчатым мешочком с порошком графита. После снятия кальки на поверхности остаются контуры. Во время обжига следы графита исчезают.

Контуры прорисовываются красками для майолики при помощи тонкой кисточки с резервом, которая служит также для очерчивания контуров различных участков и декоративных мотивов. Декорирование проводится по принципу от общего к частному, к деталям.

Самая большая трудность при работе с майоликой заключается в распределении краски на поверхности изделия и умении дозировать требуемое количество воды.

С конца XV века город Фаэнца прославился благодаря изготовленным здесь расписным керамическим изделиям, которые приобрели мировую известность. В XVI веке фаэнциские сервизы из майолики ценились так высоко и стоили так дорого, что им отдавалось предпочтение по сравнению с сервизами из серебра.

Для фаянса применяют, как правило, свинцовые глазури, а после нанесения глазури фаянс украшают керамическими красками при обжиге при низкой температуре. «Итальянским фаянсом» иногда даже до сих пор называют майолику. В настоящее время в городе, в котором находятся Международный институт искусства керамики и музей с богатой коллекцией керамики, успешно развивается производство керамики и проводятся научные исследования и поиск новых и современных форм выражения в искусстве майолики.

В этом направлении работают и известные мастера- художники, и ремесленники-гончары. Создавая современную интерпретацию майолики и сохраняя традиционные основы технологии, керамисты экспериментируют с новыми формами и красками.

Художница Фиоренца Панчино изготовляет предметы из керамики с яркими красками, люстром, текстурными поверхностями, покрытыми эмалью и красками. Чтобы добиться полного плавления эмалей, эти изделия обжигаются 2-3 раза, так как при наложении нескольких слоев возникает много разных дефектов (усадка, пузырьки воздуха). Второй обжиг производится при температуре 920-930°С.

Также на сайте:



Керамическая масса

Сразу использовать глину, принесенную из карьера, нельзя. Вначале ее необходимо подвергнуть дополнительной обработке: очистке, измельчению, при необходимости и желании, промывке. Только после этого можно приступать к созданию керамической массы, т. е. смеси глины с различными добавками: другими сортами глин, органикой, минералами.

У каждого гончара есть свои приемы обработки глины. Однако вышеперечисленные процедуры являются обязательными для любого гончарного производства. Вначале измельчите куски глины при помощи лопаты, заступа, молотка или обуха топора.



Улучшение качества глины

При разработке карьера необходимо удалять из глины камни, гальку, крупные включения известняка и другие вредные примеси. Если глина в карьере неоднородна по качеству, нужно при разработке сразу же составлять соответствующую смесь — шихту из глин - различного качества.

Допустим, что в карьере имеются слой тощей и слой жирной глины. Ни слишком жирная, ни слишком тощая глина для производства гончарных изделий, как известно, непригодна. Но если смешать в определенном соотношении жирную глину с тощей, то полученная таким образом шихта по пластичности будет вполне пригодна для производства.