Майолика с люстром



Дерута - поселение в области Умбрия, которое славится давней и богатой традицией керамического производства. Широко известна майолика с люстром, изготовленная местными мастерами.

Гончар использует технику напыления для воспроизведения рисунка на предмете. Контуры рисунка наносятся на кальку иглой. Калька помещается на керамическую поверхность, которая тампонируется матерчатым мешочком с порошком графита. После снятия кальки на поверхности остаются контуры. Во время обжига следы графита исчезают.

Контуры прорисовываются красками для майолики при помощи тонкой кисточки с резервом, которая служит также для очерчивания контуров различных участков и декоративных мотивов. Декорирование проводится по принципу от общего к частному, к деталям.

Самая большая трудность при работе с майоликой заключается в распределении краски на поверхности изделия и умении дозировать требуемое количество воды.

С конца XV века город Фаэнца прославился благодаря изготовленным здесь расписным керамическим изделиям, которые приобрели мировую известность. В XVI веке фаэнциские сервизы из майолики ценились так высоко и стоили так дорого, что им отдавалось предпочтение по сравнению с сервизами из серебра.

Для фаянса применяют, как правило, свинцовые глазури, а после нанесения глазури фаянс украшают керамическими красками при обжиге при низкой температуре. «Итальянским фаянсом» иногда даже до сих пор называют майолику. В настоящее время в городе, в котором находятся Международный институт искусства керамики и музей с богатой коллекцией керамики, успешно развивается производство керамики и проводятся научные исследования и поиск новых и современных форм выражения в искусстве майолики.

В этом направлении работают и известные мастера- художники, и ремесленники-гончары. Создавая современную интерпретацию майолики и сохраняя традиционные основы технологии, керамисты экспериментируют с новыми формами и красками.

Художница Фиоренца Панчино изготовляет предметы из керамики с яркими красками, люстром, текстурными поверхностями, покрытыми эмалью и красками. Чтобы добиться полного плавления эмалей, эти изделия обжигаются 2-3 раза, так как при наложении нескольких слоев возникает много разных дефектов (усадка, пузырьки воздуха). Второй обжиг производится при температуре 920-930°С.

Также на сайте:



Примеры формовки на круге

Изготовление на гончарном круге цветочного горшка. Вдавите большой палец в середину промятой и отцентрированной глиняной заготовки. Полученное углубление расширьте так, чтобы в нее входил кулак. Затем введите в образованную полость кулак левой руки и косточками пальцев выровняйте дно будущего горшка. Вслед за этим начинайте вытягивать стенки сосуда вверх. При этом косточка указательного пальца правой руки должна скользить по внешней поверхности сосуда, а косточки левой руки, находящейся внутри, прижимать к ней стенки.



Ручная лепка и формовка

Ручная выделка сосудов не только предшествовала формовке на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наше время не перевелись еще мастера, которые продолжают изготовлять уникальную посуду дедовским способом. Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных на гончарном круге.