Майолика с люстром



Дерута - поселение в области Умбрия, которое славится давней и богатой традицией керамического производства. Широко известна майолика с люстром, изготовленная местными мастерами.

Гончар использует технику напыления для воспроизведения рисунка на предмете. Контуры рисунка наносятся на кальку иглой. Калька помещается на керамическую поверхность, которая тампонируется матерчатым мешочком с порошком графита. После снятия кальки на поверхности остаются контуры. Во время обжига следы графита исчезают.

Контуры прорисовываются красками для майолики при помощи тонкой кисточки с резервом, которая служит также для очерчивания контуров различных участков и декоративных мотивов. Декорирование проводится по принципу от общего к частному, к деталям.

Самая большая трудность при работе с майоликой заключается в распределении краски на поверхности изделия и умении дозировать требуемое количество воды.

С конца XV века город Фаэнца прославился благодаря изготовленным здесь расписным керамическим изделиям, которые приобрели мировую известность. В XVI веке фаэнциские сервизы из майолики ценились так высоко и стоили так дорого, что им отдавалось предпочтение по сравнению с сервизами из серебра.

Для фаянса применяют, как правило, свинцовые глазури, а после нанесения глазури фаянс украшают керамическими красками при обжиге при низкой температуре. «Итальянским фаянсом» иногда даже до сих пор называют майолику. В настоящее время в городе, в котором находятся Международный институт искусства керамики и музей с богатой коллекцией керамики, успешно развивается производство керамики и проводятся научные исследования и поиск новых и современных форм выражения в искусстве майолики.

В этом направлении работают и известные мастера- художники, и ремесленники-гончары. Создавая современную интерпретацию майолики и сохраняя традиционные основы технологии, керамисты экспериментируют с новыми формами и красками.

Художница Фиоренца Панчино изготовляет предметы из керамики с яркими красками, люстром, текстурными поверхностями, покрытыми эмалью и красками. Чтобы добиться полного плавления эмалей, эти изделия обжигаются 2-3 раза, так как при наложении нескольких слоев возникает много разных дефектов (усадка, пузырьки воздуха). Второй обжиг производится при температуре 920-930°С.

Также на сайте:



Формовочный гипс

Для изготовления форм применяется формовочный гипс или алебастр. Он получается путем обжига природного гипсового камня при температуре до 180°. Формовочный гипс обладает способностью при взаимодействии с водой затвердевать, или, как говорят, схватываться. В результате этого получается твердая отливка. Благодаря способности схватываться при затворении водой формовочный гипс широко применяется для изготовления отливок самого разнообразного назначения.



Керамика в России

На территории России самая ранняя керамика обнаружена на Дальнем Востоке. По мнению ученых, ее можно датировать XI—XII тыс. до н. э. С эпохи неолита изготовление керамики становится повсеместным занятием. Однако подлинных высот гончарство достигло в XVIII-XIX вв. Китайцы и европейцы очень строго охраняли секреты производства своего фарфора.

Русские императоры не хотели отставать, поэтому еще Петр I прилагал усилия для развития «порцелинового» (фарфорового) дела. Отечественный фарфор был изобретен при его дочери — императрице Елизавете.