Майолика с люстром



Дерута - поселение в области Умбрия, которое славится давней и богатой традицией керамического производства. Широко известна майолика с люстром, изготовленная местными мастерами.

Гончар использует технику напыления для воспроизведения рисунка на предмете. Контуры рисунка наносятся на кальку иглой. Калька помещается на керамическую поверхность, которая тампонируется матерчатым мешочком с порошком графита. После снятия кальки на поверхности остаются контуры. Во время обжига следы графита исчезают.

Контуры прорисовываются красками для майолики при помощи тонкой кисточки с резервом, которая служит также для очерчивания контуров различных участков и декоративных мотивов. Декорирование проводится по принципу от общего к частному, к деталям.

Самая большая трудность при работе с майоликой заключается в распределении краски на поверхности изделия и умении дозировать требуемое количество воды.

С конца XV века город Фаэнца прославился благодаря изготовленным здесь расписным керамическим изделиям, которые приобрели мировую известность. В XVI веке фаэнциские сервизы из майолики ценились так высоко и стоили так дорого, что им отдавалось предпочтение по сравнению с сервизами из серебра.

Для фаянса применяют, как правило, свинцовые глазури, а после нанесения глазури фаянс украшают керамическими красками при обжиге при низкой температуре. «Итальянским фаянсом» иногда даже до сих пор называют майолику. В настоящее время в городе, в котором находятся Международный институт искусства керамики и музей с богатой коллекцией керамики, успешно развивается производство керамики и проводятся научные исследования и поиск новых и современных форм выражения в искусстве майолики.

В этом направлении работают и известные мастера- художники, и ремесленники-гончары. Создавая современную интерпретацию майолики и сохраняя традиционные основы технологии, керамисты экспериментируют с новыми формами и красками.

Художница Фиоренца Панчино изготовляет предметы из керамики с яркими красками, люстром, текстурными поверхностями, покрытыми эмалью и красками. Чтобы добиться полного плавления эмалей, эти изделия обжигаются 2-3 раза, так как при наложении нескольких слоев возникает много разных дефектов (усадка, пузырьки воздуха). Второй обжиг производится при температуре 920-930°С.

Также на сайте:



Пробы глазурей

Для взятия проб глазурей должны всегда иметься готовые плитки (сырые и обожженные) размером 18х18 см и 6х6 см. Плитки больших размеров разделяются на четыре равных квадрата. На первый квадрат наносится первая проба цветной глазури. На второй квадрат наносят ту же цветную глазурь, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Третий квадрат покрывают цветной эмалью (50% в эмали белой плюс 50% прозрачной глазури плюс краситель), а на четвертую плитку наносят эту же цветную эмаль, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Процентные отношения эмали и глазури можно изменять.



Лепка из пластин

Из глиняных пластин, имеющих одинаковую толщину, лепят изделия, имеющие в основном плоские поверхности. Для раскатывания пластин можно приспособить обычную хозяйственную скалку, фотовалик и даже бутылку. Добиться на глазок одинаковой толщины пластины при раскатывании обычно бывает довольно сложно. Но если под скалку подложить рейки соответствующей толщины, то раскатанная пластина будет иметь не только равномерную толщину, но и ровную гладкую поверхность. Чтобы направляющие рейки не смещались во время работы, их прибивают к доске мелкими гвоздями.