Лощение и томление



Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-либо гладким предметом — камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т. п.

С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность наносят также простейшие узоры, чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых линий. Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия. Перед лощением изделие подсушивают до кожетвердого состояния, когда глина уже теряет пластичность, но еще не затвердевает окончательно.

Определяют кожетвердое состояние глины опытным путем, пробуя время от времени проводить гладким предметом полосы где-нибудь в незаметном месте, скажем, на донышке вазы или кувшина. Как только лощило начнет оставлять на глине блестящие полосы, можно приступить к лощению.

Выполнять лощение нужно очень быстро, пока глина не пересохла. Если изделие, например изразец, имеет рельеф, то вылощить нужно только выступающие части, которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном. Но лощение, особенно сплошное, выполняется не только с декоративной целью. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится прочным и менее влагопроницаемым. В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурирование, являясь более простым и доступным.

Еще более высокую прочность и своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения. Томление связано с тепловой обработкой изделия. В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым.

После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лощеные узоры на бархатистом фоне отливали металлическим блеском с синевой, как у вороненой стали. За эти синеватые переливы в народе чернолощеную посуду прозвали «синюшками». Искусством изготовления синюшек особо славились в старину ярославские гончары.

Небольшие керамические изделия с лощением, например всевозможные коробочки, бусы, броши, шахматные фигурки, можно с успехом томить в любой печке. Глиняные изделия поместите в консервную банку, переложив их старыми тряпками. Закройте крышку и замажьте щели глиной, оставив лишь крошечное отверстие для выхода газов. Банку установите в топке печи так, чтобы ее не задевали дрова.

После того как печь будет вытоплена и жар несколько спадет, банку можно вынуть из печи и открыть. Извлеченные из нее глиняные изделия обычно имеют глубокий черный цвет, а блестящие поверхности отливают синевой.

Также на сайте:



Цвет глазури с хромом

На интенсивность красного цвета при кристаллическом строении глазури очень сильно влияет быстрота остывания горна. Можно рекомендовать, если позволяет черепок и размеры изделия, после спада в горне красного накала, брать вещи щипцами и погружать их в воду. На очень пористом черепке из кристаллического коралла глазурь сильно впитывается черепком, отчего получается шероховатая поверхность почти из одних кристаллов глазури, а цвет бледнеет.



Майолика

Майолика является частью традиционных промыслов в Италии. Эта техника появилась в Италии в XIV-XV веках и затем широко распространилась с некоторыми стилистическими различиями. Речь идет о блестящем глазурованном покрытии, нанесенном на бисквит. Согласно традиции, декорирование выполняется на слое покрытия из белой эмали, который нейтрализует основу и усиливает цвета последующих покрытий.