Лощение и томление



Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-либо гладким предметом — камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т. п.

С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность наносят также простейшие узоры, чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых линий. Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия. Перед лощением изделие подсушивают до кожетвердого состояния, когда глина уже теряет пластичность, но еще не затвердевает окончательно.

Определяют кожетвердое состояние глины опытным путем, пробуя время от времени проводить гладким предметом полосы где-нибудь в незаметном месте, скажем, на донышке вазы или кувшина. Как только лощило начнет оставлять на глине блестящие полосы, можно приступить к лощению.

Выполнять лощение нужно очень быстро, пока глина не пересохла. Если изделие, например изразец, имеет рельеф, то вылощить нужно только выступающие части, которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном. Но лощение, особенно сплошное, выполняется не только с декоративной целью. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится прочным и менее влагопроницаемым. В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурирование, являясь более простым и доступным.

Еще более высокую прочность и своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения. Томление связано с тепловой обработкой изделия. В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым.

После томления посуда выходила из горна глубокого черного цвета, только лощеные узоры на бархатистом фоне отливали металлическим блеском с синевой, как у вороненой стали. За эти синеватые переливы в народе чернолощеную посуду прозвали «синюшками». Искусством изготовления синюшек особо славились в старину ярославские гончары.

Небольшие керамические изделия с лощением, например всевозможные коробочки, бусы, броши, шахматные фигурки, можно с успехом томить в любой печке. Глиняные изделия поместите в консервную банку, переложив их старыми тряпками. Закройте крышку и замажьте щели глиной, оставив лишь крошечное отверстие для выхода газов. Банку установите в топке печи так, чтобы ее не задевали дрова.

После того как печь будет вытоплена и жар несколько спадет, банку можно вынуть из печи и открыть. Извлеченные из нее глиняные изделия обычно имеют глубокий черный цвет, а блестящие поверхности отливают синевой.

Также на сайте:



Глазури с хромом

Хром дает весьма богатую палитру цветов. Употребляется главным образом в виде следующих материалов:
- двухромовокислый калий или иначе хромпик — кристаллы ярко-оранжевого цвета, легко растворимые в воде;
- хромовые квасцы — темно-лиловые кристаллы, окрашивающие воду при растворении в зеленый цвет;



Печные эмали

Эмали отличаются от глазурей тем, что они совершенно непрозрачны и сквозь них не видно цвета черепка изделия. По своему назначению эмали можно подразделить на две группы. Первая группа белых эмалей для печных изразцов, а вторая группа - белые и цветные эмали для декоративных изделий. Это подразделение на две группы вызывается тем, что к эмалям на печные изразцы предъявляется ряд требований, с которыми можно частично не считаться, приготовляя декоративные эмали.

Требования эти следующие:
- эмаль должна быть безукоризненно белого цвета, без синевы;