Керамика грес



Грес - это особый вид керамики, который в результате обжига при высокой температуре образует необычайно прочное изделие, твердое, как камень. Грес, высоко ценимый керамистами в художественных изделиях, или совсем не декорируется, или оформляется очень легким декором, чтобы сохранить фактуру материала. В керамическом производстве грес часто используется для изготовления плитки, которая после глазурования становится очень прочной и долговечной.

Глиняное тесто довольно пластично и имеет хорошую механическую прочность. Готовится из огнеупорной глины с добавлением кремния и полевого шпата. Масса такого состава плавится при температуре более 1200 °С. Можно получить грес при низкой температуре, заменив полевой шпат фриттой. Тогда масса созреет при температуре около 1050°С.

Восточный способ моделирования. Японская художница-керамист Норико Ямагучи моделирует грес в технике лепки из жгутов. По сравнению с европейским способом восточный прием моделирования существенно отличается. Прежде всего, глина замешивается способом, известным у нас под названием «голова быка», а на Востоке - «хризантема» из-за лепестков на коме глины: правой рукой поворачивайте глиняный ком вокруг оси на четверть оборота, не отрывая его от стола, в то время как левой рукой разминайте глину, прижимая ее книзу и быстро приподнимая ее.

Техника лепки из жгутов тоже имеет свою особенность: соединяя глиняные жгуты друг с другом, их не накладывают один поверх другого, а прикрепляют к внутренней стенке изделия. Затем на стенку оказывается давление одновременно с внешней и с внутренней стороны. При этом стенка вытягивается вверх.

Преимущество этого способа заключается в меньшей вероятности, что жгуты отвалятся, как это случается при западной технике. Художница Норико Ямагучи, использует специфические особенности и прочность греса, благодаря которым создаются поверхности большой цветовой насыщенности.

Также на сайте:



Добавление кобальта

Примесь кобальта для ярких цветов в эти глазури достаточна в количестве 0,5% (на 100 г глазури 0,5% окиси кобальта), при 1% получается очень густой цвет, переходящий в черный, при добавлении более 3% окиси кобальта он выступает на поверхности глазури черно-графитным налетом. Особенно ярка эта глазурь, когда кобальт введен в предварительно сплавленную или фриттованную глазурь. Вообще кобальт вводится в глазурь сырую или после сплавления, или же плавится с глазурью.



Приемы работы на круге

Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись терпением и упорно осваивать один прием за другим. Только после длительной тренировки у вас получится сделать наиболее простые традиционные сосуды. Перед началом работы поставьте на скамью посуду с водой для обрызгивания глины и смачивания рук. Здесь же должно находиться хорошо перемятое глиняное тесто, накрытое влажной тряпкой. Рядом с посудой для воды должны лежать губка, скребок, цикля и другие необходимые инструменты.