Керамика грес



Грес - это особый вид керамики, который в результате обжига при высокой температуре образует необычайно прочное изделие, твердое, как камень. Грес, высоко ценимый керамистами в художественных изделиях, или совсем не декорируется, или оформляется очень легким декором, чтобы сохранить фактуру материала. В керамическом производстве грес часто используется для изготовления плитки, которая после глазурования становится очень прочной и долговечной.

Глиняное тесто довольно пластично и имеет хорошую механическую прочность. Готовится из огнеупорной глины с добавлением кремния и полевого шпата. Масса такого состава плавится при температуре более 1200 °С. Можно получить грес при низкой температуре, заменив полевой шпат фриттой. Тогда масса созреет при температуре около 1050°С.

Восточный способ моделирования. Японская художница-керамист Норико Ямагучи моделирует грес в технике лепки из жгутов. По сравнению с европейским способом восточный прием моделирования существенно отличается. Прежде всего, глина замешивается способом, известным у нас под названием «голова быка», а на Востоке - «хризантема» из-за лепестков на коме глины: правой рукой поворачивайте глиняный ком вокруг оси на четверть оборота, не отрывая его от стола, в то время как левой рукой разминайте глину, прижимая ее книзу и быстро приподнимая ее.

Техника лепки из жгутов тоже имеет свою особенность: соединяя глиняные жгуты друг с другом, их не накладывают один поверх другого, а прикрепляют к внутренней стенке изделия. Затем на стенку оказывается давление одновременно с внешней и с внутренней стороны. При этом стенка вытягивается вверх.

Преимущество этого способа заключается в меньшей вероятности, что жгуты отвалятся, как это случается при западной технике. Художница Норико Ямагучи, использует специфические особенности и прочность греса, благодаря которым создаются поверхности большой цветовой насыщенности.

Также на сайте:



Сушка керамических изделий

Сушка керамических изделийПосле завершения формовки глиняные сосуды необходимо было правильно и тщательно высушить. Иногда этот процесс занимал несколько дней. Скорость сушки зависела от способности окружающего воздуха поглощать водяные пары, т. е. воду, испаряющуюся из глины.

Главные требования при этом состояли в том, чтобы изделия просушивались равномерно. В противном случае в глине могли появиться трещины, которые при обжиге приводили к разрыву стенок.



Печи для обжига

Гончарные изделия обжигают в печах различных типов. Разница между ними в основном заключается в направлении движения горячих газов. Они проходят через камеру снизу вверх и выходят в атмосферу или, поднявшись кверху, снова опускаются вниз и только после этого выходят в атмосферу.

В печах первого типа, они называются печами с восходящим, иди прямым, пламенем, горячие газы из топки через подовые каналы направляются вверх в обжигательную камеру, затем через ряд отверстии в своде, и через дымовую трубу уходят в атмосферу.