Керамика грес



Грес - это особый вид керамики, который в результате обжига при высокой температуре образует необычайно прочное изделие, твердое, как камень. Грес, высоко ценимый керамистами в художественных изделиях, или совсем не декорируется, или оформляется очень легким декором, чтобы сохранить фактуру материала. В керамическом производстве грес часто используется для изготовления плитки, которая после глазурования становится очень прочной и долговечной.

Глиняное тесто довольно пластично и имеет хорошую механическую прочность. Готовится из огнеупорной глины с добавлением кремния и полевого шпата. Масса такого состава плавится при температуре более 1200 °С. Можно получить грес при низкой температуре, заменив полевой шпат фриттой. Тогда масса созреет при температуре около 1050°С.

Восточный способ моделирования. Японская художница-керамист Норико Ямагучи моделирует грес в технике лепки из жгутов. По сравнению с европейским способом восточный прием моделирования существенно отличается. Прежде всего, глина замешивается способом, известным у нас под названием «голова быка», а на Востоке - «хризантема» из-за лепестков на коме глины: правой рукой поворачивайте глиняный ком вокруг оси на четверть оборота, не отрывая его от стола, в то время как левой рукой разминайте глину, прижимая ее книзу и быстро приподнимая ее.

Техника лепки из жгутов тоже имеет свою особенность: соединяя глиняные жгуты друг с другом, их не накладывают один поверх другого, а прикрепляют к внутренней стенке изделия. Затем на стенку оказывается давление одновременно с внешней и с внутренней стороны. При этом стенка вытягивается вверх.

Преимущество этого способа заключается в меньшей вероятности, что жгуты отвалятся, как это случается при западной технике. Художница Норико Ямагучи, использует специфические особенности и прочность греса, благодаря которым создаются поверхности большой цветовой насыщенности.

Также на сайте:



Угольный муфель

Для обжига, изделий, покрытых цветными глазурями или эмалями, применяются большей частью печи периодического действия. Эти печи после каждого обжига остывают вместе с товаром, разгружаются, потом нагружаются новым товаром, после чего снова начинается обжиг. Они подразделяются на два вида: первый — печи открытого огня или, как их называют, „горны", а вторые — муфельные печи. В горнах пламя из топок проходит через камеру, где помещены изделия, и непосредственно соприкасается с ними.



Обработка и обогащение глины

В складских помещениях для сырьевых материалов налажены технологические процессы первичной переработки и обогащения глины. Многие отощители и добавки поступают на склады керамических заводов в уже обработанном виде. Например, ценные каолины обрабатывают в месте добычи на специализированных обогатительных комбинатах.

Каменистые материалы: полевой шпат, доломит и кварц измельчают на помольно-обогатительных производствах в массо-заготовительных цехах заводов (МЗЦ), также расположенных у мест их добычи.