Керамика грес



Грес - это особый вид керамики, который в результате обжига при высокой температуре образует необычайно прочное изделие, твердое, как камень. Грес, высоко ценимый керамистами в художественных изделиях, или совсем не декорируется, или оформляется очень легким декором, чтобы сохранить фактуру материала. В керамическом производстве грес часто используется для изготовления плитки, которая после глазурования становится очень прочной и долговечной.

Глиняное тесто довольно пластично и имеет хорошую механическую прочность. Готовится из огнеупорной глины с добавлением кремния и полевого шпата. Масса такого состава плавится при температуре более 1200 °С. Можно получить грес при низкой температуре, заменив полевой шпат фриттой. Тогда масса созреет при температуре около 1050°С.

Восточный способ моделирования. Японская художница-керамист Норико Ямагучи моделирует грес в технике лепки из жгутов. По сравнению с европейским способом восточный прием моделирования существенно отличается. Прежде всего, глина замешивается способом, известным у нас под названием «голова быка», а на Востоке - «хризантема» из-за лепестков на коме глины: правой рукой поворачивайте глиняный ком вокруг оси на четверть оборота, не отрывая его от стола, в то время как левой рукой разминайте глину, прижимая ее книзу и быстро приподнимая ее.

Техника лепки из жгутов тоже имеет свою особенность: соединяя глиняные жгуты друг с другом, их не накладывают один поверх другого, а прикрепляют к внутренней стенке изделия. Затем на стенку оказывается давление одновременно с внешней и с внутренней стороны. При этом стенка вытягивается вверх.

Преимущество этого способа заключается в меньшей вероятности, что жгуты отвалятся, как это случается при западной технике. Художница Норико Ямагучи, использует специфические особенности и прочность греса, благодаря которым создаются поверхности большой цветовой насыщенности.

Также на сайте:



Изразцовые печи

Изразцы XVII – XIX веков, украшавшие печи не только в царских и монастырских покоях, но и в домах купечества и зажиточных горожан были красочны и своеобразны. И рельефные, и гладкие, с синим, зелёным и многоцветным рисунком они несут в себе приметы новых времён, освоения опыта других народов и борения с некоторыми иноземными влияниями. При этом в их решении оставались неизменными чувство цвета, композиция, гармония и самобытность лучших отечественных изразечников.



Керамика

Тысячелетия назад человек узнал уникальные свойства, пожалуй, самой распространенной земной породы — глины. Неплодородная земля, намокая, превращается в однородный жидкий состав, а после высыхания становится пылью, казалось бы, совершенно бесполезный и ненужный материал. Но со временем, благодаря случайным экспериментам, человек обратил внимание на то, что глиняному составу можно придать любую форму, которая может сохраняться на протяжении долгого времени, если ее как следует просушить, обжиг же в огне, делает такое изделие еще прочнее.