Фарфор



Фарфор, самый тонкий вид керамики, появился в Китае в 600 году. Когда фарфор завезли в Европу, он очаровал всех своей изысканностью и стал цениться на вес золота, обладать им считалось престижным. В Европе было предпринято немало попыток разгадать секрет его состава.

Глиняное тесто, белое, мелкозернистое и плотное. После первого обжига становится водонепроницаемым, непрозрачным, белого цвета, а если слой тонкий, то полупрозрачным. В его состав входят три компонента:
- каолин, служащий связывающим веществом (в пропорции 50%);
- кварц, являющийся отощающей добавкой (25% от состава);
- флюс, обычно полевой шпат.

Состав твердого и мягкого фарфора различается пропорциями основных компонентов, от которых зависят специфические качества фарфоровой массы. Можно получить фарфоровую массу и для низких температур, сохранив при этом полупрозрачный характер фарфора и проводя обжиг при температуре 1050°С. В этом случае следует заменить флюс, добавив вместо полевого шпата вещество, понижающее точку плавления, например фритту.

Моделирование из пластин. Фарфор имеет низкую степень пластичности, и среди всех керамических составов он наиболее трудный для обработки. Если производить лепку вручную, то можно формовать изделия из тонких пластин глины, толщиной не более 0,5 см. Глиняное тесто для фарфора довольно твердое, но легко ломается и отслаивается по краям, поэтому лепить надо быстро.

Обжиг. Фарфор из-за большой хрупкости и требуемой для обжига высокой температуры почти всегда обжигается перед декорированием. Для этого нужны специальные печи для высоких температур, в которых глиняная паста остекловывается при 1300°С. Фарфоровые пасты для низких температур уплотняются при 1050°С.

Декорирование обычно выполняется на бисквите. Обжиг производится при сильном огне, при температуре около 1300°С. Цветовая гамма весьма ограничена, потому что немногие оксиды выдерживают такую температуру. В этом случае наносится высокотемпературная глазурь, требуются специальные эмали для фарфора, которые будут иметь тот же состав, что и глиняная паста (каолин, кварц, полевой шпат).

В результате оба компонента при нагревании будут иметь одинаковый коэффициент расширения. Но более распространенным и практичным является декорирование с обжигом при низкой температуре, надглазурными эмалями и в технике третьего обжига. Эмали и оксиды для низких температур имеют преимущество, заключающееся в том, что они предоставляют большее колористическое разнообразие и возможность выделять детали, обогащая декоративный эффект на изделии из фарфора.

Благодаря этому фарфор занимает достойное место в искусстве миниатюры и ювелирном искусстве. В частности, техника третьего обжига и позолоты позволяют сохранить полупрозрачный характер фарфора и декорировать мелкие украшения и деликатные камеи.

В Каподимонте, расположенном в окрестностях Неаполя, сохраняется давняя традиция производства керамики. Своеобразный стиль и продукция этого городка известны во всем мире. Изделия изготовляются из тончайших пластин глины, так что некоторые участки получаются почти прозрачными. Декорирование производится после первого обжига. Используются краски для третьего обжига, которые плавятся при температуре 780°С. Декоративный эффект весьма изыскан и напоминает пастель.

Также на сайте:



Краснофигурная роспись

Краснофигурная росписьГреческие вазописцы при создании орнаментов, декорировании керамических изделий применяли самые разнообразные краски. В ходу были белая, пурпурная и красно-бурая минеральные краски. Широко использовались и краски с меньшей прочностью, в настоящее время они имеют название акварель.

Применялась голубая, розовая, красная, серая, желтая акварель. Использовалась при росписи ваз более позднего периода и глина желтовато-коричневых оттенков, иногда наносившаяся высоким рельефом. Применяли ее в основном при нанесении орнаментов, различных надписей, изображении предметов обихода, оружия и отдельных, небольших деталей.



Подготовка гончарного стола

Подготовка гончарного столаПрежде чем начинать непосредственную обработку глины и формовку из нее различных изделий, необходимо соответственным образом подготовить рабочее место и инструменты. Одним из основных элементов рабочего места гончара является стол для гончарных трудов.

Гончарный стол должен быть достаточно тяжелым по весу. Опыт мастеров показывает, что попытки прикрепить к стенам или полу обычные столы не позволяют получить удовлетворительные результаты.