Фарфор для литья



Штампы для литья позволяют изготавливать из фарфора довольно крупные и разнообразные изделия, сохраняя при этом присущую ему тонкость. Пример изготовления такого изделия предлагает керамист Ацуза Фукумитсу. Заготовка из пластичной глины формуется на гончарном круге. Перед отливкой штампа изделие подвергается обжигу.

Штамп изготавливается из гипса. После извлечения из печи гипс подвергается дальнейшей обработке. Резьба на негативной форме превратится в декоративные рельефы. Такая декоративная техника, при которой используется не краска, а сама паста для рельефа, прекрасно подходит для фарфора, подчеркивая его легкость и естественную утонченность. Изделия подвергаются обжигу при температуре 1050°С.

После этого на их поверхность наносятся полупрозрачные эмали для фарфора, имеющие аналогичный коэффициент термического расширения в печи. Затем производится второй обжиг при температуре около 1200°С, во время которого происходит процесс преобразования глиняной пасты в стекловидное состояние и достигается особый эффект переливающихся отблесков.

Штампы изготавливают из таких материалов, как гипс, получая твердые формы, и силикон - для мягких (гнущихся) штампов. Гипс имеет ряд особенностей: в виде пастообразного раствора он точно передает форму, рельефы и текстуру; в твердом состоянии поддается дальнейшей обработке в технике резьбы или налепных узоров.

Изготовление штампа происходит в три этапа: определение оригинальной модели, существующего предмета или образца изделия; подготовка матрицы; создание слепка или позитива. Обрабатывать гипс довольно просто, и сам материал стоит недорого. Гипс обладает достаточной механической прочностью, что дает возможность неоднократно использовать штампы, т. е. вести серийное производство.

Имеющийся в продаже гипс уже обработан: он добывается из природного камня - известняка, подвергнутого дегидратации, дроблению и прокаливанию при температуре 140-180°С, что приводит к частичному выпариванию воды, содержащейся в массе. Затем гипс размалывается в порошок, сушится и расфасовывается в бумажные мешки.

Для приготовления гипсового раствора необходимо размешать порошок гипса в воде. Для этого нужно налить необходимое количество воды и насыпать тонкой струйкой гипс, до тех пор, пока он не начнет выступать из воды. Правильно сыпать гипс в воду, а не наоборот.

Пропорции гипса и воды меняются в зависимости от типа гипса и желаемой густоты раствора. На 1л воды требуется 2,5кг гипса.

Когда гипсовый порошок намокнет, нужно размешать полученную смесь палкой. Чтобы в смеси не было сгустков и пузырьков воздуха, размешивание нужно производить движениями снизу вверх. Перемешивать необходимо в течение 4-5мин, чтобы смесь приобрела хорошую механическую прочность. Раствор считается готовым тогда, когда он имеет однородную сметанообразную консистенцию.

Время застывания примерно 10-30мин, в зависимости от типа гипса. В этот промежуток времени из гипсовой массы, перешедшей из жидкого в пастообразное состояние, выделяется тепло. Время высыхания зависит от влажности среды, типа гипса и величины гипсовой заготовки. Чтобы придать гипсу механическую прочность, в раствор можно добавить арматуру из металлической оцинкованной проволочной сетки.

Также на сайте:



Усушка глины

При сушке изделий, сформованных из глины, вода, заполняющая пространство между частицами глины, испаряется. Вследствие этого частицы глины сближаются, объем ее уменьшается, происходит так называемая усушка, или воздушная усадка.

Вода, удаляемая из глины при сушке, называется водой усушки. Процесс усушки глины заканчивается после длительного нагрева ее при температуре до 110°. При таком нагреве из глины, как известно, удаляется только гигроскопическая вода.



Уральский изразец

В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими мастерами, имеют свои характерные особенности. В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.