Фарфор для литья
Штампы для литья позволяют изготавливать из фарфора довольно крупные и разнообразные изделия, сохраняя при этом присущую ему тонкость. Пример изготовления такого изделия предлагает керамист Ацуза Фукумитсу. Заготовка из пластичной глины формуется на гончарном круге. Перед отливкой штампа изделие подвергается обжигу.
Штамп изготавливается из гипса. После извлечения из печи гипс подвергается дальнейшей обработке. Резьба на негативной форме превратится в декоративные рельефы. Такая декоративная техника, при которой используется не краска, а сама паста для рельефа, прекрасно подходит для фарфора, подчеркивая его легкость и естественную утонченность. Изделия подвергаются обжигу при температуре 1050°С.
После этого на их поверхность наносятся полупрозрачные эмали для фарфора, имеющие аналогичный коэффициент термического расширения в печи. Затем производится второй обжиг при температуре около 1200°С, во время которого происходит процесс преобразования глиняной пасты в стекловидное состояние и достигается особый эффект переливающихся отблесков.
Штампы изготавливают из таких материалов, как гипс, получая твердые формы, и силикон - для мягких (гнущихся) штампов. Гипс имеет ряд особенностей: в виде пастообразного раствора он точно передает форму, рельефы и текстуру; в твердом состоянии поддается дальнейшей обработке в технике резьбы или налепных узоров.
Изготовление штампа происходит в три этапа: определение оригинальной модели, существующего предмета или образца изделия; подготовка матрицы; создание слепка или позитива. Обрабатывать гипс довольно просто, и сам материал стоит недорого. Гипс обладает достаточной механической прочностью, что дает возможность неоднократно использовать штампы, т. е. вести серийное производство.
Имеющийся в продаже гипс уже обработан: он добывается из природного камня - известняка, подвергнутого дегидратации, дроблению и прокаливанию при температуре 140-180°С, что приводит к частичному выпариванию воды, содержащейся в массе. Затем гипс размалывается в порошок, сушится и расфасовывается в бумажные мешки.
Для приготовления гипсового раствора необходимо размешать порошок гипса в воде. Для этого нужно налить необходимое количество воды и насыпать тонкой струйкой гипс, до тех пор, пока он не начнет выступать из воды. Правильно сыпать гипс в воду, а не наоборот.
Пропорции гипса и воды меняются в зависимости от типа гипса и желаемой густоты раствора. На 1л воды требуется 2,5кг гипса.
Когда гипсовый порошок намокнет, нужно размешать полученную смесь палкой. Чтобы в смеси не было сгустков и пузырьков воздуха, размешивание нужно производить движениями снизу вверх. Перемешивать необходимо в течение 4-5мин, чтобы смесь приобрела хорошую механическую прочность. Раствор считается готовым тогда, когда он имеет однородную сметанообразную консистенцию.
Время застывания примерно 10-30мин, в зависимости от типа гипса. В этот промежуток времени из гипсовой массы, перешедшей из жидкого в пастообразное состояние, выделяется тепло. Время высыхания зависит от влажности среды, типа гипса и величины гипсовой заготовки. Чтобы придать гипсу механическую прочность, в раствор можно добавить арматуру из металлической оцинкованной проволочной сетки.
Также на сайте:
Добавление медиПри добавлении в эти глазури окиси меди в количестве до 4%, глазурь (А) будет холодного зеленого цвета, глазурь (Б) - обыкновенного зеленого и глазурь (В) - теплого зеленого цвета. Глазурь (В) применяют для глазуровки изделий по сырой глине, без предварительного обжига; в этом случае в глазурь употребляют глину, из которой сделана вещь, если это, конечно, не красная глина, так как на красной глине все равно получится глазурь не зеленая, а почти черная. |
Эмали без заглушенияДля получения заглушённых глазурей можно не добавлять белой эмали, а просто ввести в прозрачную глазурь окись олова, мышьяк или сурьму, тогда получатся текучие эмали. Правда, при таком приеме глушители не дают особенно хороших результатов в смысле заглушения, но улучшить это возможно, вводя глушители при фриттовании или сплавлении глазури. Совершенно другого характера получаются эмали без глушителей. Они получаются не глухого белого цвета, а полупрозрачные, вроде опала. Такой эффект дает соединение борной кислоты с свинцовым суриком и кварцевым песком, например: Борная кислота - 50,0 |