Декорирование ангобом



В гончарном производстве наиболее распространен способ декорирования при помощи ангобов. Ангоб — это масса, основными составными частя которой являются белая жирная глина, мел и песок. Этой массой покрывают поверхность изделий до обжига.

Глина, идущая на приготовление ангоба, должна быть более жирной, чем глина, идущая на выработку самых изделий, в массу для изготовления ангоба полезно добавлять 10% молотого стеклянного порошка. Все составные части ангоба должны быть тщательно измельчены и просеяны через сито с 4900 отверстиями на 1 см2.

Цвет ангоба, состоящего из глины, мела и песка, — белый. Примерный состав такого ангоба следующий:
- Белой глины - 36,50%.
- Мела - 27,00%.
- Кварцевого песка - 36,50%.

Для получения цветного ангоба обычно прибавляют некоторое количество тех же красителей, которые применяются при изготовлении цветных глазурей.
- Коричневый ангоб получается при добавлении 3—10% окиси железа, 5—10% перекиси марганца или 3—8% окиси железа и 1% окиси хрома.
- Зеленый ангоб получается при добавлении 0,5—3% окиси хрома или 1—3% окиси меди.
- Синий - при добавлении 1—3% окиси кобальта, 1—3% гидрата окиси кобальта, 1—4% углекислого кобальта или 2—6% фосфорнокислого кобальта.
- Желтый — при добавлении 1 — 10% окиси сурьмы.
- Для получения черного ангоба смешивают окись железа, хрома, марганца или кобальта. Общее количество смеси красителей должно составлять 8—10%.

Примерный состав смеси следующий:
- Окиси железа - 6—8%.
- Окиси хрома – 1%.
- Окиси кобальта - 1—2%.

Красители должны быть тщательно перемешаны с основной массой ангоба.

Усушка и усадка ангоба должны быть подогнаны к усушке и усадке изделий. Если испытания покажут, что усушка и усадка ангоба больше усушки изделий, то к нему надо добавить соответствующее количество кварцевого песка. Если же усушка и усадка у ангоба, окажутся меньше, чем у изделий, то к нему нужно добавить глины. Ангоб, не подогнанный к черепку, после обжига не будет держаться на стенках изделий.

Также на сайте:



Гладкие изразцы

В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы. Инициатива изготовления их принадлежала Петербургу. Петр I, начиная строить заложенный им в 1703 году город, принимает личное участие в организации производства печных изразцов нового типа. Дельфтская расписная керамика, с которой он познакомился во время своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым требованиям, заменить древние многоцветные изразцы.



Сграффито с ангобом

Техника декорирования изделия путем процарапывания рисунка на поверхности глины встречается во всех культурах, знакомых с обработкой глины. Обычно сграффито выполняется на поверхности, покрытой ангобом, при одноразовом обжиге. Описанный здесь способ заключается в процарапывании рисунка на бисквите, что позволяет осуществлять точный контроль при графическом изображении и использовать большее, чем при одноразовом обжиге, количество воды.