Декорирование ангобом



В гончарном производстве наиболее распространен способ декорирования при помощи ангобов. Ангоб — это масса, основными составными частя которой являются белая жирная глина, мел и песок. Этой массой покрывают поверхность изделий до обжига.

Глина, идущая на приготовление ангоба, должна быть более жирной, чем глина, идущая на выработку самых изделий, в массу для изготовления ангоба полезно добавлять 10% молотого стеклянного порошка. Все составные части ангоба должны быть тщательно измельчены и просеяны через сито с 4900 отверстиями на 1 см2.

Цвет ангоба, состоящего из глины, мела и песка, — белый. Примерный состав такого ангоба следующий:
- Белой глины - 36,50%.
- Мела - 27,00%.
- Кварцевого песка - 36,50%.

Для получения цветного ангоба обычно прибавляют некоторое количество тех же красителей, которые применяются при изготовлении цветных глазурей.
- Коричневый ангоб получается при добавлении 3—10% окиси железа, 5—10% перекиси марганца или 3—8% окиси железа и 1% окиси хрома.
- Зеленый ангоб получается при добавлении 0,5—3% окиси хрома или 1—3% окиси меди.
- Синий - при добавлении 1—3% окиси кобальта, 1—3% гидрата окиси кобальта, 1—4% углекислого кобальта или 2—6% фосфорнокислого кобальта.
- Желтый — при добавлении 1 — 10% окиси сурьмы.
- Для получения черного ангоба смешивают окись железа, хрома, марганца или кобальта. Общее количество смеси красителей должно составлять 8—10%.

Примерный состав смеси следующий:
- Окиси железа - 6—8%.
- Окиси хрома – 1%.
- Окиси кобальта - 1—2%.

Красители должны быть тщательно перемешаны с основной массой ангоба.

Усушка и усадка ангоба должны быть подогнаны к усушке и усадке изделий. Если испытания покажут, что усушка и усадка ангоба больше усушки изделий, то к нему надо добавить соответствующее количество кварцевого песка. Если же усушка и усадка у ангоба, окажутся меньше, чем у изделий, то к нему нужно добавить глины. Ангоб, не подогнанный к черепку, после обжига не будет держаться на стенках изделий.

Также на сайте:



Контроль температуры в печи

Еще большее значение при обжиге изделий имеет наблюдение за изменением температуры в печи. При обжиге гончарных изделий особенно важно наблюдение за изменением температуры в период, когда глина превращается в черепок. Опытные мастера обычно определяют температуру в этот период по цветам каления. Чтобы избежать порчи зрения, рекомендуется смотреть на огонь через закопченное стекло.

Определение температуры по цветам каления даже при большой опытности мастера не может быть достаточно точным. Гораздо более точные результаты получаются при измерении температуры с помощью специальных приборов.



Формовка на болванках

Формовка на веревочной болванке. Этим древним способом можно формовать только сосуды с широким горлышком, например, крынку для молока или вазу. При любом способе лепки сосуда гончар всегда старается уделить большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практического назначения сосуда.