Декорирование ангобом
В гончарном производстве наиболее распространен способ декорирования при помощи ангобов. Ангоб — это масса, основными составными частя которой являются белая жирная глина, мел и песок. Этой массой покрывают поверхность изделий до обжига.
Глина, идущая на приготовление ангоба, должна быть более жирной, чем глина, идущая на выработку самых изделий, в массу для изготовления ангоба полезно добавлять 10% молотого стеклянного порошка. Все составные части ангоба должны быть тщательно измельчены и просеяны через сито с 4900 отверстиями на 1 см2.
Цвет ангоба, состоящего из глины, мела и песка, — белый. Примерный состав такого ангоба следующий:
- Белой глины - 36,50%.
- Мела - 27,00%.
- Кварцевого песка - 36,50%.
Для получения цветного ангоба обычно прибавляют некоторое количество тех же красителей, которые применяются при изготовлении цветных глазурей.
- Коричневый ангоб получается при добавлении 3—10% окиси железа, 5—10% перекиси марганца или 3—8% окиси железа и 1% окиси хрома.
- Зеленый ангоб получается при добавлении 0,5—3% окиси хрома или 1—3% окиси меди.
- Синий - при добавлении 1—3% окиси кобальта, 1—3% гидрата окиси кобальта, 1—4% углекислого кобальта или 2—6% фосфорнокислого кобальта.
- Желтый — при добавлении 1 — 10% окиси сурьмы.
- Для получения черного ангоба смешивают окись железа, хрома, марганца или кобальта. Общее количество смеси красителей должно составлять 8—10%.
Примерный состав смеси следующий:
- Окиси железа - 6—8%.
- Окиси хрома – 1%.
- Окиси кобальта - 1—2%.
Красители должны быть тщательно перемешаны с основной массой ангоба.
Усушка и усадка ангоба должны быть подогнаны к усушке и усадке изделий. Если испытания покажут, что усушка и усадка ангоба больше усушки изделий, то к нему надо добавить соответствующее количество кварцевого песка. Если же усушка и усадка у ангоба, окажутся меньше, чем у изделий, то к нему нужно добавить глины. Ангоб, не подогнанный к черепку, после обжига не будет держаться на стенках изделий.
Также на сайте:
Уральский изразецВ каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими мастерами, имеют свои характерные особенности. В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье. |
Глазури с марганцемМарганец окрашивает глазури в розоватый, фиолетовый, лиловый (аметистовый) и коричневый цвета. Добавляют его в виде: окиси марганца - порошок темно-коричневого цвета или перекиси марганца, иначе пиролюзит - это чиатурская руда, добываемая в Армении. После размола представляет собой черный порошок. Как натуральный материал всегда содержит примесь железа. Для коричневых и бурых глазурей эта примесь не вредна, но совершенно недопустима для фиолетовых и розовых глазурей. |