Декорирование ангобом



В гончарном производстве наиболее распространен способ декорирования при помощи ангобов. Ангоб — это масса, основными составными частя которой являются белая жирная глина, мел и песок. Этой массой покрывают поверхность изделий до обжига.

Глина, идущая на приготовление ангоба, должна быть более жирной, чем глина, идущая на выработку самых изделий, в массу для изготовления ангоба полезно добавлять 10% молотого стеклянного порошка. Все составные части ангоба должны быть тщательно измельчены и просеяны через сито с 4900 отверстиями на 1 см2.

Цвет ангоба, состоящего из глины, мела и песка, — белый. Примерный состав такого ангоба следующий:
- Белой глины - 36,50%.
- Мела - 27,00%.
- Кварцевого песка - 36,50%.

Для получения цветного ангоба обычно прибавляют некоторое количество тех же красителей, которые применяются при изготовлении цветных глазурей.
- Коричневый ангоб получается при добавлении 3—10% окиси железа, 5—10% перекиси марганца или 3—8% окиси железа и 1% окиси хрома.
- Зеленый ангоб получается при добавлении 0,5—3% окиси хрома или 1—3% окиси меди.
- Синий - при добавлении 1—3% окиси кобальта, 1—3% гидрата окиси кобальта, 1—4% углекислого кобальта или 2—6% фосфорнокислого кобальта.
- Желтый — при добавлении 1 — 10% окиси сурьмы.
- Для получения черного ангоба смешивают окись железа, хрома, марганца или кобальта. Общее количество смеси красителей должно составлять 8—10%.

Примерный состав смеси следующий:
- Окиси железа - 6—8%.
- Окиси хрома – 1%.
- Окиси кобальта - 1—2%.

Красители должны быть тщательно перемешаны с основной массой ангоба.

Усушка и усадка ангоба должны быть подогнаны к усушке и усадке изделий. Если испытания покажут, что усушка и усадка ангоба больше усушки изделий, то к нему надо добавить соответствующее количество кварцевого песка. Если же усушка и усадка у ангоба, окажутся меньше, чем у изделий, то к нему нужно добавить глины. Ангоб, не подогнанный к черепку, после обжига не будет держаться на стенках изделий.

Также на сайте:



Майолика

Майолика является частью традиционных промыслов в Италии. Эта техника появилась в Италии в XIV-XV веках и затем широко распространилась с некоторыми стилистическими различиями. Речь идет о блестящем глазурованном покрытии, нанесенном на бисквит. Согласно традиции, декорирование выполняется на слое покрытия из белой эмали, который нейтрализует основу и усиливает цвета последующих покрытий.



Третий обжиг

Декорирование производится по уже обожженному глазурованному покрытию. Краски расплавляются при последующем обжиге, который осуществляется при более низкой температуре. Таким образом, речь идет о декорировании при «малом огне». Эта техника распространилась в XVIII веке, когда начался поиск более разнообразной гаммы красок, так как при обжиге с высокой температурой многие оксиды разлагаются и исчезают.

Этот способ сложился под влиянием китайского фарфора. Техника третьего обжига применяется при декорировании как терракоты, так и при работе с фарфором.