Ангобирование
Для нанесения на изделия ангоб должен быть разведен настолько, чтобы он был несколько гуще сметаны. Изделия обливают жидким ангобом. Эта операция называется ангобированием. На ангобирование следует направлять подсушенные изделия. Перед поливкой ангобом их надо обтереть влажной губкой или мягкой тряпкой. После ангобирования изделия должны быть направлены в сушку, затем покрыты бесцветной глазурью. С помощью цветных ангобов гончарные изделия можно покрывать различными рисунками.
Основные способы нанесения рисунков с помощью цветных ангобов — это гравировка, нанесение рельефа, или выпуклого рисунка, и декорирование на гончарном кругу. До нанесения рисунка по любому из этих способов изделия должны быть покрыты белым ангобом.
В гравировку изделия направляют, не ожидая полной просушки их после ангобирования. При нормальной комнатной температуре можно гравировать через пять-шесть часов после ангобирования. Прежде чем приступить к гравировке, мастер мягким карандашом набрасывает на поверхности изделия рисунок, который ему предстоит выгравировать. После этого по готовым контурам он острой проволокой или шпилькой производит гравировку.
Лучше всего для гравировки приготовить специальный карандаш, который можно сделать из обычного карандаша, заменив в нем графит тонкой, острой проволокой. Острие проволоки при гравировке нужно вдавливать настолько глубоко, чтобы ангоб был насквозь процарапан.
Закончив гравировку, мастер раскрашивает промежутки между линиями рисунка. Их следует раскрашивать ангобами различных цветов при помощи кисточки. После всех этих операций изделия направляют на досушку, затем закрывают бесцветной глазурью.
Для нанесения рельефа изделия подсушивают так же, как для гравировки. Как и при гравировке, мастер вначале мягким карандашом набрасывает на поверхности изделия контуры рисунка. Затем при помощи рожка он наносит рельеф. При этом для каждого цветного ангоба у мастера должен быть особый рожок. После нанесения рельефа изделия поступают в сушку и глазуровку.
На гончарном кругу изделия декорируют сразу же после апробирования, когда ангоб еще не успел высохнуть. На гончарном кругу можно декорировать только те изделия, которые имеют форму тел вращения. Изделия укрепляют глиной в центре верхнего круга гончарного станка. Затем пускают в движение станок и при помощи особого рожка начинают рисовать. На конце рожка, применяемого для этой цели, имеется небольшая трубочка, через которую цветной ангоб небольшими дозами наносится на изделие.
Если во время вращения станка, конец трубочки, наполненной цветным ангобом, приложить к поверхности изделия, покрытой мокрым ангобом, то на ней получается ровная, аккуратная линия. Если после нескольких оборотов станка постепенно передвигать трубочку вверх или вниз, то на изделии получится широкий ободок. Если небольшие капли разноцветного ангоба рассечь во время вращения станка тонкой проволокой, то после обжига образуются красивые фигуры разных цветов, как бы накрывающие одна другую.
Многие гончары при производстве художественных изделий пользуются одновременно всеми тремя способами декорирования. Иногда изделие во время ангобирования постепенно обливают ангобами разных цветов. В результате получается своеобразная «мраморная» окраска.
Еще более оригинальную расцветку часто получают следующим образом. Сначала изделие покрывают только белым ангобом. Затем, несколько просушив его, поливают отдельные места на поверхности изделия ангобом разных цветов и, наклоняя изделие в разные стороны, смешивают ангобы.
Также на сайте:
Надглазурные керамические краски
|
Гончарство в средневековой ЕвропеВнесла свой вклад в развитие гончарного ремесла и средневековая Европа. Начиная с XV в. особое распространение в Италии получила майоликовая керамика, где она расписывалась в основном сюжетными сценами. Центром производства итальянской майолики был город Фаэнца, отсюда появилось новое название — фаянс. В дальнейшем практически в каждой стране появляется множество национальных и региональных школ и центров, славящихся особыми видами керамических изделий. |