Декорирование керамики



Орнамент

Одним из наиболее значительных нововведений эпохи неолита является глиняная посуда, позволившая улучшить способы приготовления пищи и расширить ассортимент пищевых продуктов. Легкость нанесения орнамента на сырую глину при формовке сосудов давала возможность первобытному человеку выразить свои творческие возможности и мировоззрение, изучение которых дает много информации археологам. Самые древние предметы из обожженной глины найдены в Чехословакии, на стоянке Дольни-Вестонице. Это еще не посуда из глины (ее люди изобретут почти на 20 тыс. лет позднее).



Лощение и томление

Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-либо гладким предметом — камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т. п.



Налепы

Издревле гончары использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений — руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, — жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.).



Тиснение и гравировка

Пальцевые защипы. Особый вид тиснения представляют собой так называемые пальцевые защипы. Основные, и единственные, инструменты, которыми подобное тиснение выполняется, — это пальцы рук. Посуда с пальцевыми защипами довольно часто встречается при раскопках скифских курганов. Пальцевым тиснением украшали края посуды и на- лепные жгуты, опоясывающие ее.



Способы тиснения

Зародившиеся многие тысячелетия назад приемы декоративной отделки благополучно дожили до наших дней благодаря своей простоте и доступности. Глубину тиснения подчеркивают возникающие вокруг каждого углубления блики. Подобные приемы декорирования используются современными мастерами для отделки различных изделий. Простой, но выразительный орнамент на сосудах выполняется ограниченным количеством инструментов — трубочкой, заостренной палочкой и лопаткой. Под слоем зеленой поливы «муравы» поверхность переливается, словно полированный малахит.



Тиснение

Все существующие способы декоративной отделки изделий из глины разделяются на два основных вида — рельефное и гладкое декорирование. Рельефное декорирование включает в себя резьбу, гравировку, тиснение, лепное узорочье. К гладкому декорированию относят лощение и морение (чернение), ангобирование, роспись. Изделия подвергают декоративной отделке или до обжига, или после него.



Ангобирование

Для нанесения на изделия ангоб должен быть разведен настолько, чтобы он был несколько гуще сметаны. Изделия обливают жидким ангобом. Эта операция называется ангобированием. На ангобирование следует направлять подсушенные изделия. Перед поливкой ангобом их надо обтереть влажной губкой или мягкой тряпкой. После ангобирования изделия должны быть направлены в сушку, затем покрыты бесцветной глазурью. С помощью цветных ангобов гончарные изделия можно покрывать различными рисунками.

Также на сайте:



Керамика Китая и Японии

Во втором тысячелетии до нашей эры важные открытия в гончарном производстве были сделаны в Китае. Именно в это время появляется, а затем совершенствуется знаменитый на весь мир китайский фарфор. В течение многих веков технология его изготовления хранилась в глубочайшем секрете, первый европейский фарфор был получен лишь в начале XVIII в.

В Древнем Китае также были самостоятельно изобретены многие виды глазури. Еще в V тыс. до н. э. в бассейне р. Хуанхэ в Древнем Китае сложилась неолитическая культура расписной керамики, получившая название «яншао».



Обработка после формовки

При изготовлении декоративных, или так называемых майоликовых, изделий способ обработки после формовки несколько изменяется. У декоративных изделий после формовки на гончарном кругу слегка стачивают верхнюю часть. Затем изделия направляют на 3 дня для подсушки, или по другому "изделия подвяливают". Изделия должны быть подсушены настолько, чтобы в глину сравнительно легко вдавливался ноготь, но при надавливании пальцами на ней ре оставалось никаких следов.

RSS-материал