Замена материалов



Основным заглушающим материалом должна являться сурьма, но у нее имеется тот недостаток, что в соединении со свинцом она дает очень яркие желтые тона. Чем больше в глазури щелочей, особенно натрия, щелочных земель, кальция (в виде мела, мрамора или извести), барита (тяжелого шпата и витерита) и других более редких материалов, тем эмаль будет белее. В качестве поддержки заглушителя можно прибавлять костяную золу и плавиковый пшат.

Переходя к выбору других материалов для эмали, можно указать:
Глинозем нужен в эмали, чтобы придать ей тягучесть и ослабить текучесть, поэтому можно рекомендовать употребление полевого шпата, тем более что при температуре 950—1000° он сплавляется в молочное стекло (в полевом шпате есть глинозем, кремнезем и щелочи).

Свинец в эмалях можно частично заменить для понижения ее тугоплавкости бурой и щелочами в виде соды, поташа и особенно селитры, натриевой и поваренной соли. Последние два материала хороши тем, что при плавлении выделяют много газов, которые как бы перемешивают эмаль, а селитра выделяет много кислорода, способствующего лучшему окислению. Для чистоты и блеска можно еще добавлять окись цинка. Приводимые ниже составы эмалей являются примерными. Путем увеличения или уменьшения тех или других материалов эмали могут быть опытным путем подогнаны к черепку.

Фтористый шпат можно заменить фосфорнокислым кальцием или мурманским апатитом, но увеличивая количество того пли другого на одну третью часть.

Как уже было указано, эмали не должны стекать в обжиге. Это достигается не только введением глинозема, но и вообще нахождением такого состава эмали, который был бы более тугоплавким, чем глазури, и эмаль не расплавлялась бы в обжиге до жидкого состояния, а только приплавлялась и, оплавляясь с поверхности, давала блеск. Поэтому в отличие от глазурей нельзя пользоваться эмалями сырыми, а только сплавленными.

Если в глазурях полное сплавление происходит на самом черепке, то в эмалях этого получить нельзя — они выйдут сухими, корявыми и грязного цвета. Сплавление эмали в тигле должно происходить при более высокой температуре, чем обжигаются изделия. Например, если обжиг изделия происходит при температуре 925—950°, то эмаль должна плавиться при 1000—1050° и на этой температуре надо держать такое время, чтобы эмаль хорошо проплавилась, чтобы совершенно прекратилось выделение газов (пузырьков) и поверхность в тигле была совершенно ровной, а эмаль тянулась нитью. Конечно, перед засыпкой в тигли надо тщательно промешивать все составные части.

Также на сайте:



Скандинавская техника

Эта техника декорирования изделия создает впечатляющий эффект шероховатой, блестящей и переливчатой поверхности, на которой получаются рельефные углубления, куда вставляются стеклянные бусины или вплавляется цветная фритта.

Резьба. Приготовьте довольно густую смесь из универсального стеклянного порошка, масла копайского бальзама и небольшого количества универсального флюса. Затем ее следует положить на участок, в котором предварительно сделано углубление.



Формовка керамики

Перед тем как приступать к формовке керамического изделия, необходимо не только представлять себе его будущую форму, но желательно сделать его эскизный рисунок. Даже опытные гончары перед началом работы делают предварительные карандашные наброски. Для этих целей неплохо завести альбом или папку с рисунками.

Со временем накопится целое собрание различных идей и проектов, которые в дальнейшем вы сможете реализовать в глине. Делать предварительные рисунки следует даже в том случае, если нет особого умения рисовать.