Замена материалов



Основным заглушающим материалом должна являться сурьма, но у нее имеется тот недостаток, что в соединении со свинцом она дает очень яркие желтые тона. Чем больше в глазури щелочей, особенно натрия, щелочных земель, кальция (в виде мела, мрамора или извести), барита (тяжелого шпата и витерита) и других более редких материалов, тем эмаль будет белее. В качестве поддержки заглушителя можно прибавлять костяную золу и плавиковый пшат.

Переходя к выбору других материалов для эмали, можно указать:
Глинозем нужен в эмали, чтобы придать ей тягучесть и ослабить текучесть, поэтому можно рекомендовать употребление полевого шпата, тем более что при температуре 950—1000° он сплавляется в молочное стекло (в полевом шпате есть глинозем, кремнезем и щелочи).

Свинец в эмалях можно частично заменить для понижения ее тугоплавкости бурой и щелочами в виде соды, поташа и особенно селитры, натриевой и поваренной соли. Последние два материала хороши тем, что при плавлении выделяют много газов, которые как бы перемешивают эмаль, а селитра выделяет много кислорода, способствующего лучшему окислению. Для чистоты и блеска можно еще добавлять окись цинка. Приводимые ниже составы эмалей являются примерными. Путем увеличения или уменьшения тех или других материалов эмали могут быть опытным путем подогнаны к черепку.

Фтористый шпат можно заменить фосфорнокислым кальцием или мурманским апатитом, но увеличивая количество того пли другого на одну третью часть.

Как уже было указано, эмали не должны стекать в обжиге. Это достигается не только введением глинозема, но и вообще нахождением такого состава эмали, который был бы более тугоплавким, чем глазури, и эмаль не расплавлялась бы в обжиге до жидкого состояния, а только приплавлялась и, оплавляясь с поверхности, давала блеск. Поэтому в отличие от глазурей нельзя пользоваться эмалями сырыми, а только сплавленными.

Если в глазурях полное сплавление происходит на самом черепке, то в эмалях этого получить нельзя — они выйдут сухими, корявыми и грязного цвета. Сплавление эмали в тигле должно происходить при более высокой температуре, чем обжигаются изделия. Например, если обжиг изделия происходит при температуре 925—950°, то эмаль должна плавиться при 1000—1050° и на этой температуре надо держать такое время, чтобы эмаль хорошо проплавилась, чтобы совершенно прекратилось выделение газов (пузырьков) и поверхность в тигле была совершенно ровной, а эмаль тянулась нитью. Конечно, перед засыпкой в тигли надо тщательно промешивать все составные части.

Также на сайте:



Работа с цветными глазурями

Так как приготовление, нанесение на черепок и обжиг цветных глазурей и эмалей являются отраслями отдельных работ в майоликовой мастерской, то вся работа с ними может быть поручена специально одному или двум человекам и частично разделена между мастерами, выполняющими другие работы. Весь процесс работы с цветными глазурями и эмалями можно разделить на следующие этапы:

- приготовление, завешивание и смешивание материалов;
- фриттование и сплавление;
- размол и смешивание с красителями;
- нанесение на черепок и обжиги.



Символика керамики

В ранних и традиционных обществах различные узоры или рисунки, наносимые на поверхность посуды, служили не только для украшения, но и выполняли другие функции. Одной из них было маркирование его принадлежности к определенному роду, племени и т. п. Такими же узорами украшались дома, предметы быта, одежда, выполнялись татуировки и ритуальные рисунки на теле.

В большинстве древних культур было принято обязательно включать керамические сосуды в погребальный инвентарь, сопровождающий усопшего в мир иной. Считалось, что именно по форме и орнаменту керамики его там смогут опознать предки.