Замена материалов



Основным заглушающим материалом должна являться сурьма, но у нее имеется тот недостаток, что в соединении со свинцом она дает очень яркие желтые тона. Чем больше в глазури щелочей, особенно натрия, щелочных земель, кальция (в виде мела, мрамора или извести), барита (тяжелого шпата и витерита) и других более редких материалов, тем эмаль будет белее. В качестве поддержки заглушителя можно прибавлять костяную золу и плавиковый пшат.

Переходя к выбору других материалов для эмали, можно указать:
Глинозем нужен в эмали, чтобы придать ей тягучесть и ослабить текучесть, поэтому можно рекомендовать употребление полевого шпата, тем более что при температуре 950—1000° он сплавляется в молочное стекло (в полевом шпате есть глинозем, кремнезем и щелочи).

Свинец в эмалях можно частично заменить для понижения ее тугоплавкости бурой и щелочами в виде соды, поташа и особенно селитры, натриевой и поваренной соли. Последние два материала хороши тем, что при плавлении выделяют много газов, которые как бы перемешивают эмаль, а селитра выделяет много кислорода, способствующего лучшему окислению. Для чистоты и блеска можно еще добавлять окись цинка. Приводимые ниже составы эмалей являются примерными. Путем увеличения или уменьшения тех или других материалов эмали могут быть опытным путем подогнаны к черепку.

Фтористый шпат можно заменить фосфорнокислым кальцием или мурманским апатитом, но увеличивая количество того пли другого на одну третью часть.

Как уже было указано, эмали не должны стекать в обжиге. Это достигается не только введением глинозема, но и вообще нахождением такого состава эмали, который был бы более тугоплавким, чем глазури, и эмаль не расплавлялась бы в обжиге до жидкого состояния, а только приплавлялась и, оплавляясь с поверхности, давала блеск. Поэтому в отличие от глазурей нельзя пользоваться эмалями сырыми, а только сплавленными.

Если в глазурях полное сплавление происходит на самом черепке, то в эмалях этого получить нельзя — они выйдут сухими, корявыми и грязного цвета. Сплавление эмали в тигле должно происходить при более высокой температуре, чем обжигаются изделия. Например, если обжиг изделия происходит при температуре 925—950°, то эмаль должна плавиться при 1000—1050° и на этой температуре надо держать такое время, чтобы эмаль хорошо проплавилась, чтобы совершенно прекратилось выделение газов (пузырьков) и поверхность в тигле была совершенно ровной, а эмаль тянулась нитью. Конечно, перед засыпкой в тигли надо тщательно промешивать все составные части.

Также на сайте:



Обжиг керамики

При контакте с теплом глиняное изделие обретает новую жизнь. Вода уступает место огню, который делает глину твердой как камень. Огонь ускоряет процесс, происходящий в природе в течение веков под воздействием солнечного тепла.

После обжига глиняные изделия становятся еще более твердыми, а главное - приобретают прочность и долговечность, которые позволяют нам уверенно пользоваться ими в быту и благодаря которым многие керамические предметы из далекого прошлого сохранились до нашего времени.

Печи



Фриттование в горшках

В гончарных мастерских, не располагающих специальными печами для варки фритты, можно фриттовать глазурь в горшках, устанавливаемых непосредственно в гончарный горн. Фриттование глазури, как правило, производится при температуре более высокой, чем температура обжига гончарных изделий. Поэтому горшок с шихтой необходимо поставить в наиболее горячее место горна, лучше всего в топку. Горшок, надо установить в такое место топки, где он не будет поврежден при загрузке топлива.