Печные эмали



Эмали отличаются от глазурей тем, что они совершенно непрозрачны и сквозь них не видно цвета черепка изделия. По своему назначению эмали можно подразделить на две группы. Первая группа белых эмалей для печных изразцов, а вторая группа - белые и цветные эмали для декоративных изделий. Это подразделение на две группы вызывается тем, что к эмалям на печные изразцы предъявляется ряд требований, с которыми можно частично не считаться, приготовляя декоративные эмали.

Требования эти следующие:
- эмаль должна быть безукоризненно белого цвета, без синевы;
- сплавляться и давать хороший блеск при 900—950°;
- не иметь цека (волосных трещин);
- не отскакивать даже при ударах;
- не быть текучей в обжиге, т.-е. не сползать вниз, когда изделие в обжиге поставлено вертикально.

В таблице показаны несколько составов хороших белых эмалей.

Материалы I II III IV V VI VII VIII
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Свинцовый сурик 30 32 40 40 26 28 28 24,2
Олово окись 9 7 - 40 8 13 12,5 13,2
Песок 42 39 40 26 32 33 30 26,6
Полевой шпат - - - - 9,6 6 20 22,4
Каолин - - - - 5,8 6 - 5,2
Криолит 7 6,5 - - - - - -
Мел или мрамор 4 15 - - - - - -
Фарфоровый шаммот - - 18 - - - - -
Магнезит - - - - 0,4 - 2 -
Селитра 5 5,2 5 3,5 1,5 5 2,5 4,1
Соль поваренная 3 - - 12,5 9,2 - - -
Сода кальцинированная - - - - - 9 5 4,3
Стекло, бой - - 16 - - - - -
Мышьяк - 0,3 6 — - - - -
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рассматривая эту таблицу, можно отметить несколько типов эмалей:
- эмали с оловом;
- эмали с мышьяком
- эмали совсем без глушителя.

Для изразцов лучшего качества и абсолютно белого цвета пользовались эмалями, заглушёнными оловом. Для более дешевых изразцов применялись эмали с мышьяком, а эмали третьего типа употреблялись специально для художественных работ.

Также на сайте:



Керамика и ангоб

Художественная поливная керамика средневековья разделяется на две большие группы. Первую составляют изделия из красной плотной глины, покрытые светлым ангобом. На ангоб наносилась гравировка или часть ангоба соскабливалась в виде узора.

После того как сосуд покрывали прозрачной поливой, чаще всего голубой, зеленой или желтой, та часть поливной поверхности, которая приходилась на ангоб, выглядела светлей, а та, которая попадала на темную глину, казалась почти черной.



Состав глазури

В состав глазури входят кремнезем и вещества, образующие стекло при сплавлении с кремнеземом. Существует много видов глазурей. В гончарном производстве до недавнего времени применяли исключительно так называемые свинцовые глазури. В них содержится обычно 65—71% окиси свинца и 29—35% кремнезема.