Глушители для эмалей



В эмали употребляются те же материалы, что и в прозрачные глазури, а в качестве глушителей применяют:
Олово окись - непосредственно в виде чистой окиси очень редко применяется для введения в глазурь, так как во время сплавления эмали не происходит тонкого расщепления частиц, что влияет на белизну эмали. Чтобы равномернее распределить олово по всей массе эмали, его окисляют в «кальцину» или «спал» одновременно со свинцом, таким же способом как глет или сурик.

На расплавленных вместе металлах (олове и свинце), при постоянно перемешиваемых на огне с температурой около 400°, получается нагар. Этот нагар сгребают в сторону, все время обнажая жидкий металл для лучшего его окисления. Как только прекратится выделение искр из кучи нагара, можно считать, что «спал» готов.

Его мелют в жерновах или барабанах, отмучивают в воде от крупинок оставшегося металла и хорошо высушивают, после чего препарат готов к употреблению. Поднимать при окислении температуру выше 450° не следует, так как «спал» спекается и его трудно молоть.

Таким образом, олово, благодаря хорошему смешению со свинцом, равномерно в тонко расщепленном виде распределяется в эмали. Если же применять олово в виде окиси, то оно может остаться комочками, а так как эмаль при плавлении очень густая и вязкая, то размешать его невозможно. Если сравнить эмали одинаковые по составу, но в одну ввести олово в кальцине, а в другую в виде окиси, то для получения одинакового белого и глухого цвета окиси придется ввести гораздо больше. Кроме того удельный вес олова почти вдвое меньше свинца, поэтому он может всплывать на поверхность эмали, давая матовую корку, как бы запыленную, но будучи связано со свинцом, оно не всплывает.

Обычно в эмаль вводят не более 8—9% окиси олова, с одной стороны, в виду его дороговизны, а с другой стороны, избыток окиси скверно влияет на блеск эмали, она получается полуматовой, сухой. В последнее время начали вводить олово в виде окиси в сплавленную глазурь, считая, что олово при сплавлении частично улетучивается и поэтому получается непроизводительная трата его.

Мышьяк раньше был много дешевле олова и последнее частично или совсем заменяли мышьяком, но характер эмалей от этого получается другой и их легко отличить. Сравнительно с оловом мышьяк дает неглубокие эмали. Мышьяковистые эмали почти всегда подсиниваются шмальтой, отчего они принимают серо-голубой оттенок. Мышьяк, будучи введен в количестве превышающем 5% всплывает и дает матовую поверхность.

Криолит — минерал, состоящий из двух соединений: фтористого алюминия и фтористого натра. Он имеет способность забелять эмаль. Ламповые абажуры белого стекла забеляются только криолитом, но он дает недостаточную глухоту. Криолит к эмали добавляется в количестве 5—1%.

Кроме этих трех материалов, обладают также свойством глушить прозрачную глазурь:
Фосфорнокислая известь - пепел пережженных костей рогатого скота, иначе называемая костяная зола. Перед прожигом кости следует хорошо выварить, чтобы в них совершенно не было жира. Кости других животных имеют примеси, загрязняющие цвет. Костяная зола вводится в количестве до 7%.

Плавиковый шпат, иначе фтористый кальций. При введении до 12% действует так же, как и криолит, но немного повышает температуру плавления эмали.

Сурьма в виде различных солей окиси, особенно в соединении с натрием. Прибавляется до 12%.

Из перечисленных материалов олово, мышьяк и криолит почти не добываются и являются преимущественно импортными товарами. Их могут заменить сурьма, фосфор и плавиковый шпат.

Также на сайте:



Эмали без заглушения

Для получения заглушённых глазурей можно не добавлять белой эмали, а просто ввести в прозрачную глазурь окись олова, мышьяк или сурьму, тогда получатся текучие эмали. Правда, при таком приеме глушители не дают особенно хороших результатов в смысле заглушения, но улучшить это возможно, вводя глушители при фриттовании или сплавлении глазури.

Совершенно другого характера получаются эмали без глушителей. Они получаются не глухого белого цвета, а полупрозрачные, вроде опала. Такой эффект дает соединение борной кислоты с свинцовым суриком и кварцевым песком, например:

Борная кислота - 50,0



Гончарство в литературе

Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. Чтобы научиться делать более или менее сносную посуду, ему пришлось самостоятельно пройти весь путь, который прошло гончарное ремесло от древнейших времен до современности. Ведь он приступил к лепке посуды, имея смутное представление о работе с глиной.