Декоративные эмали



К декоративным эмалям не предъявляется тех требований, которые предъявляются к изразцовым эмалям, и поэтому для достижения больших художественных эффектов мы имеем здесь гораздо большую свободу и большие возможности. Декоративные эмали на изделиях могут применяться в трех случаях:
- эмаль как грунт на цветном черепке, для получения яркого чистого цвета от лежащей на- нем цветной глазури или живописи прямо на эмали под бесцветной глазурью;
- эмаль как материал для получения из глазури более светлых и более или менее заглушённых цветов; здесь эмаль играет ту же роль, что и белила в живописных красках;
- эмаль как материал, дающий с красителями нужные цвета и оттенки с определенным характером поверхности изделий.

Для первого случая (эмаль как грунт) будет вполне отвечать любая эмаль, описанная выше, но, конечно, необязательно составление точно такой эмали, можно взять и похуже, так как под глазурью это мало заметно.

Для второго случая (эмаль как белила) тоже можно пользоваться изразцовой эмалью, но уже необходимо учитывать ее состав. Например, если в холодные голубые глазури с медью ввести свинцовооловянную эмаль, то получим не голубую, а зеленую заглушённую глазурь. Если же в эту медную глазурь ввести мышьяковистую с большим количеством стеклянного боя эмаль, получим почти голубую глазурь; но вводя сурьмяную эмаль, и которой отсутствует свинец, мы можем получить тоже зеленую, так как свинец глазури повлияет на сурьму, вызывая у нее желтый оттенок.

Такие же резкие изменения цвета мы получим и с марганцевыми глазурями. В этих случаях можно поступать так: или очень разжижать глазурь увеличением бесцветной глазури и класть ее на белую эмаль или вводить в глазурь не эмаль, а только забеливающие материалы. Говоря вообще ®б эмали как о белилах нужно сказать, что все глазури можно мешать с эмалями, за исключением хромовых красных (коралловых), превращающихся в зеленые. При смешивании цветной глазури и белой эмали, понятно, не всегда можно получить смесь того цвета, какого была глазурь.

Эмаль прибавляют, начиная от количества равновеликого количеству глазури (меньшее количество почти незаметно для глаза) и увеличивая эмаль до 85—90%. Прибавляя эмаль в глазурь, мы тем самым повышаем температуру плавления эмали и увеличиваем температуру плавления глазури.

Говоря о получении глухих цветных глазурей (цветных эмалей) без помощи заглушающего вещества, следует напомнить, что подобное мы имеем при окрашивании сурьмой и окисью хрома прозрачных глазурей .

Когда нужно получить ярко-красную эмаль, обычно поливают черепок белой эмалью и по обожженной эмали красят тонко растертым на сплавленной глазури кораллом (хромовой красной глазурью).

Для получения нетекучих цветных эмалей, надо краситель или сразу сплавлять с эмалью, или еще лучше, предварительно сфриттовать с соответствующей глазурью в небольшом количестве и, размолов, ввести в состав эмали, чтобы затем проплавить окончательно. Если красители вводить в виде окисей металлов в размолотую эмаль, то не получится равномерного окрашивания, и краситель будет заметен цветными точками, как бы тщательно его пи растирали.

Благодаря тягучести и тугоплавкости эмали, краситель в ней плохо растворяется и поэтому окрашивает только близлежащие частицы. От предварительного фриттования глазури с красителем выигрывает яркость и чистота цвета.

Также на сайте:



Подготовка гончарного стола

Подготовка гончарного столаПрежде чем начинать непосредственную обработку глины и формовку из нее различных изделий, необходимо соответственным образом подготовить рабочее место и инструменты. Одним из основных элементов рабочего места гончара является стол для гончарных трудов.

Гончарный стол должен быть достаточно тяжелым по весу. Опыт мастеров показывает, что попытки прикрепить к стенам или полу обычные столы не позволяют получить удовлетворительные результаты.



Гончарство в литературе

Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. Чтобы научиться делать более или менее сносную посуду, ему пришлось самостоятельно пройти весь путь, который прошло гончарное ремесло от древнейших времен до современности. Ведь он приступил к лепке посуды, имея смутное представление о работе с глиной.