Декоративные эмали



К декоративным эмалям не предъявляется тех требований, которые предъявляются к изразцовым эмалям, и поэтому для достижения больших художественных эффектов мы имеем здесь гораздо большую свободу и большие возможности. Декоративные эмали на изделиях могут применяться в трех случаях:
- эмаль как грунт на цветном черепке, для получения яркого чистого цвета от лежащей на- нем цветной глазури или живописи прямо на эмали под бесцветной глазурью;
- эмаль как материал для получения из глазури более светлых и более или менее заглушённых цветов; здесь эмаль играет ту же роль, что и белила в живописных красках;
- эмаль как материал, дающий с красителями нужные цвета и оттенки с определенным характером поверхности изделий.

Для первого случая (эмаль как грунт) будет вполне отвечать любая эмаль, описанная выше, но, конечно, необязательно составление точно такой эмали, можно взять и похуже, так как под глазурью это мало заметно.

Для второго случая (эмаль как белила) тоже можно пользоваться изразцовой эмалью, но уже необходимо учитывать ее состав. Например, если в холодные голубые глазури с медью ввести свинцовооловянную эмаль, то получим не голубую, а зеленую заглушённую глазурь. Если же в эту медную глазурь ввести мышьяковистую с большим количеством стеклянного боя эмаль, получим почти голубую глазурь; но вводя сурьмяную эмаль, и которой отсутствует свинец, мы можем получить тоже зеленую, так как свинец глазури повлияет на сурьму, вызывая у нее желтый оттенок.

Такие же резкие изменения цвета мы получим и с марганцевыми глазурями. В этих случаях можно поступать так: или очень разжижать глазурь увеличением бесцветной глазури и класть ее на белую эмаль или вводить в глазурь не эмаль, а только забеливающие материалы. Говоря вообще ®б эмали как о белилах нужно сказать, что все глазури можно мешать с эмалями, за исключением хромовых красных (коралловых), превращающихся в зеленые. При смешивании цветной глазури и белой эмали, понятно, не всегда можно получить смесь того цвета, какого была глазурь.

Эмаль прибавляют, начиная от количества равновеликого количеству глазури (меньшее количество почти незаметно для глаза) и увеличивая эмаль до 85—90%. Прибавляя эмаль в глазурь, мы тем самым повышаем температуру плавления эмали и увеличиваем температуру плавления глазури.

Говоря о получении глухих цветных глазурей (цветных эмалей) без помощи заглушающего вещества, следует напомнить, что подобное мы имеем при окрашивании сурьмой и окисью хрома прозрачных глазурей .

Когда нужно получить ярко-красную эмаль, обычно поливают черепок белой эмалью и по обожженной эмали красят тонко растертым на сплавленной глазури кораллом (хромовой красной глазурью).

Для получения нетекучих цветных эмалей, надо краситель или сразу сплавлять с эмалью, или еще лучше, предварительно сфриттовать с соответствующей глазурью в небольшом количестве и, размолов, ввести в состав эмали, чтобы затем проплавить окончательно. Если красители вводить в виде окисей металлов в размолотую эмаль, то не получится равномерного окрашивания, и краситель будет заметен цветными точками, как бы тщательно его пи растирали.

Благодаря тягучести и тугоплавкости эмали, краситель в ней плохо растворяется и поэтому окрашивает только близлежащие частицы. От предварительного фриттования глазури с красителем выигрывает яркость и чистота цвета.

Также на сайте:



Спиральная лепка из жгутов

Спиральная лепка из жгутов - один из древнейших способов лепки; он используется для создания крупных и сложных форм и требует точности, мастерства и времени. Самой подходящей является глина с низкой пластичностью. Может быть полезным гончарный круг, на котором устанавливается изделие. Кроме того, вам понадобятся губка и цикля.



Состав глазури

В состав глазури входят кремнезем и вещества, образующие стекло при сплавлении с кремнеземом. Существует много видов глазурей. В гончарном производстве до недавнего времени применяли исключительно так называемые свинцовые глазури. В них содержится обычно 65—71% окиси свинца и 29—35% кремнезема.