Сушка керамических изделий



Сушка керамических изделийПосле завершения формовки глиняные сосуды необходимо было правильно и тщательно высушить. Иногда этот процесс занимал несколько дней. Скорость сушки зависела от способности окружающего воздуха поглощать водяные пары, т. е. воду, испаряющуюся из глины.

Главные требования при этом состояли в том, чтобы изделия просушивались равномерно. В противном случае в глине могли появиться трещины, которые при обжиге приводили к разрыву стенок.

Поэтому готовые глиняные сосуды сушили в местах, защищенных от ветра, перепадов температур и прямых солнечных лучей. В то же время для сушки противопоказаны закрытые помещения, в которые не поступает воздух.

В процессе сушки посуду переворачивали вверх дном (после того, как глина оказывалась в состоянии сохранять форму), так как у плоскодонных сосудов процесс высыхания дна происходит значительно медленнее, чем стенок. В результате просохшие стенки сдавливают дно и вызывают в нем появление трещин.

Еще быстрее сохли налепные детали, например ручки. Для предотвращения неравномерного высыхания и появления трещин те части, которые высыхали быстрее, нередко заворачивали в листья или ткань.

Иногда для ускорения процесса керамические изделия подсушивали у теплого очага. После сушки поверхность сосуда в некоторых случаях подвергалась дополнительной обработке. Для выравнивания шероховатостей и дефектов ее отделывали керамическими скребками, сделанными из стенок разбитых сосудов, ножами, шлифовали каменными абразивами, то есть камнями с шероховатой поверхностью.

Также на сайте:



Культовая символика гончарства

Работа горшечника, производящего водонепроницаемую и огнеупорную посуду, приравнивалась к труду кузнеца. Некоторые северные племена считали, что корень (происхождение) гончарства древнее корня кузнечества. Поэтому у них кузнецы и шаманы называли мастериц-горшечниц старшими сестрами. А поскольку гончарство было изобретено богиней земли, люди, которые им занимались, находились под ее защитой.



Лепка из цельного куска глины

Прежде чем приступить к лепке из глиняной массы, необходимо четко представить себе образ будущего изделия, который нередко подсказан самим куском глины.

Речь идет о скульптурной и объемной лепке. Существуют два способа формообразования: пластический, с помощью прибавления материала (лепка), и скульптурный, за счет удаления лишнего материала. Керамика может подойти для этих обоих способов.

Скульптура вообще и скульптура из керамики, в частности, подразделяется на:
1) барельеф, когда скульптурные элементы выступают от плоскости фона примерно на половину их объема;