Способы создания начина



Способы создания начинаСуществуют два разных способа начала конструирования сосуда. Первый из них состоит в том, что начин изготавливается из одного куска глины. Во втором случае начин формируется из нескольких кусков глины, скрученных в жгуты, вытянутых в ленты или лоскуты. Существует несколько способов налепливания этих частей: спиральный, кольцевой и бессистемный.

При спиральном процесс увеличения изделия идет по спирали. Одним из самых распространенных был спирально-жгутовый налеп. Судя по археологическим находкам и этнографическим данным, его использовали во всех уголках планеты начиная с древнейших времен.

Его суть состоит в том, что стенки сосуда любой формы постепенно наращиваются из слоев длинного глиняного жгута или ленты, которые накладываются один на другой. Жгуты могли иметь разную длину в зависимости от величины изделия. Их оптимальная толщина — 3—5 см. Глиняные жгуты могли готовить разными способами. Для небольших изделий их формовали сразу от начала до конца и делали из них соответствующую спираль.

Более продуктивным, особенно для конструирования больших или сложных сосудов, являлся способ, при котором из куска глины брался жгут, имеющий длину, равную первому слою спирали. По ходу работы жгут постепенно и понемногу наращивался. Выбор того или иного способа зависел не только от традиций гончарной технологии, но и от качеств глины, которые определяли скорость ее высыхания.

Спирально-жгутовый налепВ любом случае перед наложением каждого следующего слоя жгута мастер обязательно смачивал ту его часть, которая должна накладываться на предыдущий слой, и края глиняного основания последнего.

Самым подходящим инструментом для равномерного увлажнения стыков жгутов или лент оказалось гусиное перо. Гончары пользуются им на протяжении вот уже нескольких тысяч лет. Его объемное пуховое покрытие позволяет в достаточной степени смачивать поверхность изделия водой, не оставляя при этом следов. Интересно отметить, что ничего лучшего для этих целей не придумано до сих пор.

Для скрепления мест соединения слоев их дополнительно обрабатывали инструментами, например ребром животного. Обработка заключалась в сдавливании таким образом, чтобы края слиплись. Ребром также сглаживали соединяемые элементы и выравнивали поверхности изделия.

В арсенале гончаров нередко находились целые наборы из ребер животных различной величины. Несмотря на то, что в настоящее время выпускаются искусственные приспособления для придания изделиям самых разнообразных форм, опытные гончары предпочитают пользоваться натуральным инструментом, проверенным тысячелетиями.

В некоторых случаях для лучшего слипания стыков их дополнительно обмазывали изнутри или снаружи более жидкой глиняной смесью.

Кольцевой налеп представляет собой один оборот той или иной детали. В этом случае мастер делает кольца необходимого диаметра из глиняного жгута или отдельных кусочков глины соответствующей величины. В последнем случае в середине кусочка прорезается отверстие, а глина растягивается до необходимого масштаба. Во всем остальном кольцевой налеп идентичен спирально-жгутовому: места стыков перед соединением увлажняются, после соединения уплотняются при помощи пальцев гончара и ребер животных и затем разравниваются описанным выше способом.

В случае необходимости места стыков дополнительно промазываются жидкой глиной. При бессистемном налепливании глины процесс происходит хаотично в зависимости от желания и привычек мастера.

Самыми распространенными оказались способы жгутового и ленточного кольцевого налепа, производящегося от дна и заканчивающегося венчиком. Их преимущества состояли в том, что в таком случае, когда гончар формовал верхние секции сосуда, его нижние части успевали подсохнуть и затвердеть.

В древности и в средние века, в некоторых регионах и в настоящее время, в разных странах при создании очень крупных или сложных форм нередко части его лепились отдельно, а затем, уже после высыхания, соединялись.

Такой способ применялся, например, для сосудов с узким горлышком, а также для больших тарных сосудов.

Процесс создания такой керамики мог занимать несколько дней, а то и недель. Вначале лепились дно и прилегающая к нему придонная часть стенок. Только после их отвердения продолжался процесс последующего наращивания. Нередко в создании крупных сосудов принимали участие одновременно несколько человек.

Также на сайте:



Керамика и ангоб

Художественная поливная керамика средневековья разделяется на две большие группы. Первую составляют изделия из красной плотной глины, покрытые светлым ангобом. На ангоб наносилась гравировка или часть ангоба соскабливалась в виде узора.

После того как сосуд покрывали прозрачной поливой, чаще всего голубой, зеленой или желтой, та часть поливной поверхности, которая приходилась на ангоб, выглядела светлей, а та, которая попадала на темную глину, казалась почти черной.



Добыча и хранение глины

Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки — обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием.