Примеси



Неорганические или минеральные примеси делятся на три основных вида: дресву, шамот и песок.
Дресвой называют мелко раздробленный камень. Как установили современные ученые-экспериментаторы, чаще всего в этом качестве в древности использовали песчаники, сланцы, гранитные породы и др. Несколько реже применялись медные и железные руды. Древние мастера нередко использовали для отощения жирных глин тальк.

Шамот — истолченные черепки старых, пришедших в негодность и разбитых сосудов или керамического брака. Песок в керамическом производстве использовался самый разный: морской, горный, речной и др.

Некоторые глины, особенно красные, в природном состоянии уже содержат в себе определенное количество песка. Такая глина требует меньшей предварительной обработки, так как для использования ее достаточно размять руками и добавить в нее определенное количество воды.

Таким образом, среди неорганических примесей выделяются те, которые использовали в готовом естественном виде (например, песок) или подвергали предварительному измельчению (дресва, шамот). Перед тем как вводить примеси в глину для высококачественного теста, из которого предполагалось формовать парадную или культовую посуду, их просеивали через сита.

Добавки вводились в определенной пропорции, которая зависела от многих факторов: качества основных глин, характера изделия, имеющегося теплотехнического устройства (такого, например, как костер, печь, специальный горн) и т. д.

Древние гончары путем проб и ошибок выясняли те или иные качества различных добавок. Со временем в регионах с разными месторождениями глины стали традиционно использовать различные добавки, подходящие именно этому виду глины. Такие культурные традиции иногда сохранялись веками. Если гончары переселялись на новое место, они вначале использовали «свои» рецепты. Лишь в том случае, если рецепты не подходили к местному сырью, мастера перенимали технологический опыт у аборигенов.

Как показали исследования древнейшей керамики, значение отощителей очень рано было оценено древними гончарами. Даже в самых ранних сосудах эпохи неолита обязательно содержатся различные добавки. В некоторых экземплярах их концентрация доходит до 35—40%.

После введения добавок глина тщательно перемешивалась. Этот процесс был похож на то, как месят тесто современные хозяйки. Перемешанную и растоптанную (ногами) в пласт глину скручивали, затем снова перемешивали и растаптывали.

Чем большее количество раз повторялся процесс, тем качественнее получалось тесто. Судя по этнографическим данным, признаком качественности служило специфическое пощелкивание глины по ногам. Еще одним признаком готовности массы к формовке является то, что она перестает липнуть к рукам.

Важной задачей для древних гончаров было найти необходимые пропорции готовой глины и воды. Слишком влажная глина прилипала к рукам, а сформованные из нее изделия могли «поплыть», т. е. осесть и расползтись.
Недостаточное количество воды приводило к тому, что стенки сосудов растрескивались либо уже в процессе лепки, либо при сушке.

Также на сайте:



Классификация глин

Классификация глинВ последние годы в специальной литературе появилась несколько измененная классификация глин по признаку пластичности. В ней выделяются связующие глины, пластичные, непластичные и тощие.

Самыми высокими показателями обладают связующие глины, которые сохраняют способность образования пластичного теста даже при добавлении больше 50% непластичных компонентов. У пластичных глин этот показатель составляет до 50%. Тощие глины теряют пластические качества в случае, когда примеси превышают 20%.



Способы тиснения

Зародившиеся многие тысячелетия назад приемы декоративной отделки благополучно дожили до наших дней благодаря своей простоте и доступности. Глубину тиснения подчеркивают возникающие вокруг каждого углубления блики. Подобные приемы декорирования используются современными мастерами для отделки различных изделий. Простой, но выразительный орнамент на сосудах выполняется ограниченным количеством инструментов — трубочкой, заостренной палочкой и лопаткой. Под слоем зеленой поливы «муравы» поверхность переливается, словно полированный малахит.