Предварительная обработка



Для того чтобы вылепить качественный прочный сосуд, недостаточно просто найти залежи высококачественной глины. После добычи сырья предстоит еще длительный путь его обработки, затем составления формовочных масс. Далее следуют процесс конструирования сосуда, обработка его внутренней и внешней поверхностей. Затем следуют операции, повышающие прочность готового изделия и придающие ему влагонепроницаемость.

Количество и последовательность операций в современном гончарном производстве, несмотря на появление множества машин, и механизмов, в целом остались такими же, какими были на заре гончарного искусства. Вся технология современного керамического производства основывается на достижениях древних мастеров-керамистов.

В неолите этот процесс, вероятно, занимал немного времени и заключался в разбивании комков глины и растирании их в однородную массу, добавлении в нее воды и наполнителей. Со временем количество операций постоянно увеличивалось.

Ранее считалось, что первые гончары в эпоху неолита употребляли ту глину, которая находилась под руками, а весь процесс состоял в добавлении в найденную глину воды. Однако многолетние исследования археологов показали, что уже на самых ранних стадиях древние мастера понимали различия в сортах глин, а также умели их обрабатывать. Качество керамических изделий, относящихся к неолиту, особенно в некоторых регионах, позволяет говорить о высоком уровне мастерства, достигнутом уже в это время.

Так с чего же начинали наши далекие предки? После добычи и транспортировки к месту обработки сырье в первую очередь очищали от крупных примесей. Как можно судить по многочисленным этнографическим данным, к этому процессу привлекалось довольно много людей, включая детей и подростков. Затем глина подвергалась тщательному разминанию, которое вначале проводилось босыми ногами. Во время разминания продолжалась очистка сырья от камушков, веточек, щепочек и т. д.

Нередко перед употреблением глину вымораживали, т. е. держали какое-то время на морозе, вылеживали и высушивали. Вылеживание могло проводиться как до введения отощителей, так и после. Обычно для небольших изделий вылеживания не требовалось. Дополнительные операции с сырьем производились для повышения пластичности глины, предназначавшейся для изготовления крупных или сложных конструкций.

Начиная с эпохи Средневековья жидкую глину, разведенную водой, нередко подвергали так называемой «магнитной» обработке. Применялась такая операция для того, чтобы очистить глинистую массу от избытка железистых соединений. Самый простой способ проведения такой процедуры состоял в том, что жидкую глину пропускали по тонкому желобу, над которым подвешивался большой кусок магнита. Время от времени желоб промывался для удаления нежелательных примесей.

Также на сайте:



Типы красок

Низкотемпературные краски: плавятся при низкой температуре. Содержат флюс (плавни), состоящий из кремния, сурика и буры. Используются для росписи уже обожженных изделий. Температура плавления - 800-900°С, а температура плавления красок для фаянса - 750°С. Колористическая гамма очень разнообразна. Закрепление краски обеспечивается клейким веществом; речь идет о тощей и жирной эссенциях трепентина (живичного скипидара).



Обжиг в костре и горне

Превращение глины в керамику происходит при температуре 500—900°С. Чем ниже температура, тем дольше должен длиться обжиг. Исследования показали, что в костре можно достичь температуры до 750°С. Обжиг в кострах не изжил себя и в наше время. Он сохранился в Средней Азии, Африке и Америке. Самое короткое время обжига в костре от 8 до 12 часов, но бывает, что он длится несколько суток. Жителям сельской местности при необходимости можно вполне воспользоваться многовековым опытом.