Подготовка формовочных масс



Важным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких.

Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь.

В то же время для парадной керамики, например, фаянсовой, предпочтительнее использовать так называемые «белые» глины с высоким содержанием извести. В некоторых глинах такого рода концентрация извести превышает содержание кремнезема.

Кроме отбора разных глин, в их состав практически всегда добавлялись различные отощители, как органического, так и минерального происхождения.

Для того чтобы подобрать к определенному сорту глины необходимые добавки, да еще в оптимальных пропорциях, требовалось много времени и труда.

Чаще всего к глине примешивались одновременно органические и неорганические добавки. К первым относятся навоз животных, птичий помет, пух, перо, шерсть, волос, кости животных и рыб, пресноводные и морские моллюски, а также их раковины, трава, древесная зола и т. п. Ко вторым — песок, известь, дресва (толченые камни).

Органические примеси служили для уменьшения усадки глины во время сушки и обжига керамического изделия. Так как во время сушки вода, находящаяся в глине, испаряется, ее твердые частички уплотняются. В результате сосуд уменьшается в размерах (как бы «сжимается»). Именно этот процесс и в керамическом производстве принято называть «усадкой». Наличие в глиняном тесте органических добавок позволяет снижать уменьшение сосудов в размерах.

Перед тем как ввести органику в состав глины, ее предварительно обрабатывали. Навоз крупного и мелкого рогатого скота, а также птичий помет могли использовать как в естественном состоянии, так и в высушенном, а затем измельченном. В некоторых случаях свежий навоз выжимали под прессом. После этого грубую растительную часть (переваренные растения) удаляли, а жидкую добавляли в глину вместо воды или вместе с водой.

Кости животных и рыб, раковины моллюсков толкли в ступках или на каменных подставках. Для облегчения дробления створки ракушки предварительно обжигали. Шерсть, пух, траву также предварительно измельчали.

Также на сайте:



Изготовление гипсовых форм

Для формовки гончарных изделий применяют выпуклые и полые гипсовые формы. Внешние очертания выпуклой формы соответствуют внутренним очертаниям изделия. По такой форме формуется внутренняя поверхность изделия, а наружная его поверхность вытачивается при помощи специального шаблона.

У полой формы для чашки, наоборот, внутренние очертания соответствуют внешним очертаниям изделия. Наружная поверхность изделия формуется по внутренней поверхности такой формы, а для вытачивания внутренней поверхности пользуются специальным, шаблоном.



Керамика и ангоб

Художественная поливная керамика средневековья разделяется на две большие группы. Первую составляют изделия из красной плотной глины, покрытые светлым ангобом. На ангоб наносилась гравировка или часть ангоба соскабливалась в виде узора.

После того как сосуд покрывали прозрачной поливой, чаще всего голубой, зеленой или желтой, та часть поливной поверхности, которая приходилась на ангоб, выглядела светлей, а та, которая попадала на темную глину, казалась почти черной.