Подготовка формовочных масс
Важным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких.
Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь.
В то же время для парадной керамики, например, фаянсовой, предпочтительнее использовать так называемые «белые» глины с высоким содержанием извести. В некоторых глинах такого рода концентрация извести превышает содержание кремнезема.
Кроме отбора разных глин, в их состав практически всегда добавлялись различные отощители, как органического, так и минерального происхождения.
Для того чтобы подобрать к определенному сорту глины необходимые добавки, да еще в оптимальных пропорциях, требовалось много времени и труда.
Чаще всего к глине примешивались одновременно органические и неорганические добавки. К первым относятся навоз животных, птичий помет, пух, перо, шерсть, волос, кости животных и рыб, пресноводные и морские моллюски, а также их раковины, трава, древесная зола и т. п. Ко вторым — песок, известь, дресва (толченые камни).
Органические примеси служили для уменьшения усадки глины во время сушки и обжига керамического изделия. Так как во время сушки вода, находящаяся в глине, испаряется, ее твердые частички уплотняются. В результате сосуд уменьшается в размерах (как бы «сжимается»). Именно этот процесс и в керамическом производстве принято называть «усадкой». Наличие в глиняном тесте органических добавок позволяет снижать уменьшение сосудов в размерах.
Перед тем как ввести органику в состав глины, ее предварительно обрабатывали. Навоз крупного и мелкого рогатого скота, а также птичий помет могли использовать как в естественном состоянии, так и в высушенном, а затем измельченном. В некоторых случаях свежий навоз выжимали под прессом. После этого грубую растительную часть (переваренные растения) удаляли, а жидкую добавляли в глину вместо воды или вместе с водой.
Кости животных и рыб, раковины моллюсков толкли в ступках или на каменных подставках. Для облегчения дробления створки ракушки предварительно обжигали. Шерсть, пух, траву также предварительно измельчали.
Также на сайте:
ФроттажС применением этой техники (натирания) создается характерный фактурный эффект, который акцентирует текстуру обработанной поверхности. При этом краска неравномерно располагается между черточками и углублениями на поверхностях изделия. Материалы. Используемые материалы - оксиды (красители) и фритты или флюсы. Флюс используется с целью закрепления оксида на бисквите. Обычно берутся 2 части красителя на 1 часть флюса. Смесь наносится на бисквит. Если хотите изменить цвет основы вместо расцветки используемой глины, на поверхность изделия можно нанести ангоб. |
Печи для восстановительных глазурейКакими печами лучше пользоваться для достижения наибольших эффектов при обжиге глазурей в восстановительной атмосфере? При окислительном обжиге во избежание неудач, неожиданностей целесообразно рекомендовать первое время вести обжиг цветных глазурей в муфелях, особенно для малоопытных работников, хотя большинство глазурей лучше выходит в горнах (в муфелях глазури не так блестящи, имеют меньше игры и приближаются к масляным краскам). |