Подготовка формовочных масс



Важным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких.

Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь.

В то же время для парадной керамики, например, фаянсовой, предпочтительнее использовать так называемые «белые» глины с высоким содержанием извести. В некоторых глинах такого рода концентрация извести превышает содержание кремнезема.

Кроме отбора разных глин, в их состав практически всегда добавлялись различные отощители, как органического, так и минерального происхождения.

Для того чтобы подобрать к определенному сорту глины необходимые добавки, да еще в оптимальных пропорциях, требовалось много времени и труда.

Чаще всего к глине примешивались одновременно органические и неорганические добавки. К первым относятся навоз животных, птичий помет, пух, перо, шерсть, волос, кости животных и рыб, пресноводные и морские моллюски, а также их раковины, трава, древесная зола и т. п. Ко вторым — песок, известь, дресва (толченые камни).

Органические примеси служили для уменьшения усадки глины во время сушки и обжига керамического изделия. Так как во время сушки вода, находящаяся в глине, испаряется, ее твердые частички уплотняются. В результате сосуд уменьшается в размерах (как бы «сжимается»). Именно этот процесс и в керамическом производстве принято называть «усадкой». Наличие в глиняном тесте органических добавок позволяет снижать уменьшение сосудов в размерах.

Перед тем как ввести органику в состав глины, ее предварительно обрабатывали. Навоз крупного и мелкого рогатого скота, а также птичий помет могли использовать как в естественном состоянии, так и в высушенном, а затем измельченном. В некоторых случаях свежий навоз выжимали под прессом. После этого грубую растительную часть (переваренные растения) удаляли, а жидкую добавляли в глину вместо воды или вместе с водой.

Кости животных и рыб, раковины моллюсков толкли в ступках или на каменных подставках. Для облегчения дробления створки ракушки предварительно обжигали. Шерсть, пух, траву также предварительно измельчали.

Также на сайте:



Фроттаж

С применением этой техники (натирания) создается характерный фактурный эффект, который акцентирует текстуру обработанной поверхности. При этом краска неравномерно располагается между черточками и углублениями на поверхностях изделия.

Материалы. Используемые материалы - оксиды (красители) и фритты или флюсы. Флюс используется с целью закрепления оксида на бисквите. Обычно берутся 2 части красителя на 1 часть флюса.

Смесь наносится на бисквит. Если хотите изменить цвет основы вместо расцветки используемой глины, на поверхность изделия можно нанести ангоб.



Печи для восстановительных глазурей

Какими печами лучше пользоваться для достижения наибольших эффектов при обжиге глазурей в восстановительной атмосфере? При окислительном обжиге во избежание неудач, неожиданностей целесообразно рекомендовать первое время вести обжиг цветных глазурей в муфелях, особенно для малоопытных работников, хотя большинство глазурей лучше выходит в горнах (в муфелях глазури не так блестящи, имеют меньше игры и приближаются к масляным краскам).