Обжиг на костре



Обжиг на костре керамических изделийОбжиг является завершающим и одним из самых ответственных этапов создания керамических изделий. Для того чтобы глиняная масса приобрела твердость, прочность и относительную водонепроницаемость, необходима температура примерно в 450-500 °С. При температуре свыше 700 °С керамика приобретает стекловидность и становится гораздо более прочной и твердой.

Для обжигания готовых изделий применяются различные устройства. Самым древним из них был обычный открытый костер, представляющий собой открытую площадку.

Такая площадка могла размещаться на дневной поверхности грунта. В некоторых случаях основой площадки служили каменные или глиняные вымостки. В процессе обжига керамики вокруг кострищ иногда возводили временные сооружения в виде стенок из дерева, камня или глины.

Другими простейшими приспособлениями для обжига керамики были различные очажные костровые конструкции. Они отличались от обычного костра наличием постоянных стенок. Различают 2 варианта таких конструкций: в вырытой яме, когда ее стенки одновременно являются стенками очажного устройства, и очаг, по всему периметру которого возведены каменные или глиняные стенки.

Как в обычном костре, так и в очагах глиняные изделия, предназначенные для обжига, и топливо помещались вместе. В качестве топлива использовался самый разный материал: хворост, трава, древесина, торф, каменный уголь, кизяки (навоз животных) и др.

Многочисленные эксперименты и этнографические наблюдения показали, что при костровом обжиге могут быть достигнуты температуры от 600 до 800 °С.

Главным условием удачного обжига было достижение равномерности прогревания сосудов по всей их поверхности. Резкий и неравномерный подъем температуры приводил к быстрому превращению влаги, находящейся в порах глиняной массы, в пар, который, нагреваясь, разрывал керамические стенки. Поэтому сосуды, помещенные в костер, равномерно обкладывали топливом, а нагрев старались производить постепенно. Процесс обжига на костре мог занимать от 10 часов до 2-3 суток.

После окончания процесса горения сосуды оставляли на месте до полного остывания. Если вынуть горячий сосуд из костра, он из-за резких перепадов температур либо трескается сразу же, либо становится непригодным из-за многочисленных трещин.

Керамика, обожженная на костре, может иметь разную прочность и цвет. Древняя посуда чаще всего имеет неравномерный обжиг и пятнистую поверхность, так как горение на открытом воздухе не может создать одинаковую температуру в разных участках костра.

Также на сайте:



Декорирование ангобом

В гончарном производстве наиболее распространен способ декорирования при помощи ангобов. Ангоб — это масса, основными составными частя которой являются белая жирная глина, мел и песок. Этой массой покрывают поверхность изделий до обжига.

Глина, идущая на приготовление ангоба, должна быть более жирной, чем глина, идущая на выработку самых изделий, в массу для изготовления ангоба полезно добавлять 10% молотого стеклянного порошка. Все составные части ангоба должны быть тщательно измельчены и просеяны через сито с 4900 отверстиями на 1 см2.



Способы отделки ангобами

Наиболее распространены следующие способы декоративной отделки ангобами: пастилаж, фляндровка и «мраморизация».

Пастилаж

В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой.

Фляндровка