Обжиг на костре
Обжиг является завершающим и одним из самых ответственных этапов создания керамических изделий. Для того чтобы глиняная масса приобрела твердость, прочность и относительную водонепроницаемость, необходима температура примерно в 450-500 °С. При температуре свыше 700 °С керамика приобретает стекловидность и становится гораздо более прочной и твердой.
Для обжигания готовых изделий применяются различные устройства. Самым древним из них был обычный открытый костер, представляющий собой открытую площадку.
Такая площадка могла размещаться на дневной поверхности грунта. В некоторых случаях основой площадки служили каменные или глиняные вымостки. В процессе обжига керамики вокруг кострищ иногда возводили временные сооружения в виде стенок из дерева, камня или глины.
Другими простейшими приспособлениями для обжига керамики были различные очажные костровые конструкции. Они отличались от обычного костра наличием постоянных стенок. Различают 2 варианта таких конструкций: в вырытой яме, когда ее стенки одновременно являются стенками очажного устройства, и очаг, по всему периметру которого возведены каменные или глиняные стенки.
Как в обычном костре, так и в очагах глиняные изделия, предназначенные для обжига, и топливо помещались вместе. В качестве топлива использовался самый разный материал: хворост, трава, древесина, торф, каменный уголь, кизяки (навоз животных) и др.
Многочисленные эксперименты и этнографические наблюдения показали, что при костровом обжиге могут быть достигнуты температуры от 600 до 800 °С.
Главным условием удачного обжига было достижение равномерности прогревания сосудов по всей их поверхности. Резкий и неравномерный подъем температуры приводил к быстрому превращению влаги, находящейся в порах глиняной массы, в пар, который, нагреваясь, разрывал керамические стенки. Поэтому сосуды, помещенные в костер, равномерно обкладывали топливом, а нагрев старались производить постепенно. Процесс обжига на костре мог занимать от 10 часов до 2-3 суток.
После окончания процесса горения сосуды оставляли на месте до полного остывания. Если вынуть горячий сосуд из костра, он из-за резких перепадов температур либо трескается сразу же, либо становится непригодным из-за многочисленных трещин.
Керамика, обожженная на костре, может иметь разную прочность и цвет. Древняя посуда чаще всего имеет неравномерный обжиг и пятнистую поверхность, так как горение на открытом воздухе не может создать одинаковую температуру в разных участках костра.
Также на сайте:
Подготовка формовочных массВажным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких. Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь. |
Керамика и искусствоОсобое место в истории человечества занимают керамические произведения искусства - архитектурные украшения различных зданий и сооружений, монументальная и малая скульптура, глиптика, декоративно-прикладное искусство и др. Из глубокой древности до нас дошли чрезвычайно стойкие к воздействию времени глиняные шедевры, многие из которых составляют золотой фонд культурного наследия человечества. Во всех без исключения музеях мира (в первую очередь краеведческих и художественных) хранятся разнообразные великолепные изделия, созданные мастерами гончарного искусства разных эпох. |