Обжиг на костре



Обжиг на костре керамических изделийОбжиг является завершающим и одним из самых ответственных этапов создания керамических изделий. Для того чтобы глиняная масса приобрела твердость, прочность и относительную водонепроницаемость, необходима температура примерно в 450-500 °С. При температуре свыше 700 °С керамика приобретает стекловидность и становится гораздо более прочной и твердой.

Для обжигания готовых изделий применяются различные устройства. Самым древним из них был обычный открытый костер, представляющий собой открытую площадку.

Такая площадка могла размещаться на дневной поверхности грунта. В некоторых случаях основой площадки служили каменные или глиняные вымостки. В процессе обжига керамики вокруг кострищ иногда возводили временные сооружения в виде стенок из дерева, камня или глины.

Другими простейшими приспособлениями для обжига керамики были различные очажные костровые конструкции. Они отличались от обычного костра наличием постоянных стенок. Различают 2 варианта таких конструкций: в вырытой яме, когда ее стенки одновременно являются стенками очажного устройства, и очаг, по всему периметру которого возведены каменные или глиняные стенки.

Как в обычном костре, так и в очагах глиняные изделия, предназначенные для обжига, и топливо помещались вместе. В качестве топлива использовался самый разный материал: хворост, трава, древесина, торф, каменный уголь, кизяки (навоз животных) и др.

Многочисленные эксперименты и этнографические наблюдения показали, что при костровом обжиге могут быть достигнуты температуры от 600 до 800 °С.

Главным условием удачного обжига было достижение равномерности прогревания сосудов по всей их поверхности. Резкий и неравномерный подъем температуры приводил к быстрому превращению влаги, находящейся в порах глиняной массы, в пар, который, нагреваясь, разрывал керамические стенки. Поэтому сосуды, помещенные в костер, равномерно обкладывали топливом, а нагрев старались производить постепенно. Процесс обжига на костре мог занимать от 10 часов до 2-3 суток.

После окончания процесса горения сосуды оставляли на месте до полного остывания. Если вынуть горячий сосуд из костра, он из-за резких перепадов температур либо трескается сразу же, либо становится непригодным из-за многочисленных трещин.

Керамика, обожженная на костре, может иметь разную прочность и цвет. Древняя посуда чаще всего имеет неравномерный обжиг и пятнистую поверхность, так как горение на открытом воздухе не может создать одинаковую температуру в разных участках костра.

Также на сайте:



Гончарство и искусство

Особую роль гончарное производство сыграло в развитии художественного творчества и соответственно интеллектуального и духовного развития человека. Разнообразие и причудливость форм, обработки внешней поверхности, разновидностей и способов нанесения декора, игра красок и цветов в изделиях, созданных человеком из глины на протяжении последних тысячелетий, не поддаются никакому описанию.



Глазури с хромом

Хром дает весьма богатую палитру цветов. Употребляется главным образом в виде следующих материалов:
- двухромовокислый калий или иначе хромпик — кристаллы ярко-оранжевого цвета, легко растворимые в воде;
- хромовые квасцы — темно-лиловые кристаллы, окрашивающие воду при растворении в зеленый цвет;