Обработка поверхностей сосуда



Обработка поверхностей сосудаПосле окончания конструирования сосуда следовал важный этап — обработка его поверхностей. В древности самой распространенной была обработка непосредственной поверхности. Позднее в некоторых культурах поверхность начали покрывать дополнительным слоем тонко отмученной глины.

Чаще всего стенки и дно посуды подвергали заглаживанию. Как правило, внешняя поверхность отделывалась тщательнее, чем внутренняя. Заглаживание могло производиться влажной рукой, тканью, кожей, створками раковин моллюсков, деревянными или костяными инструментами (например, щепкой или ребром животного).

Гончары ряда регионов для обработки поверхности сосуда на разных этапах его изготовления применяли пемзу. Во время археологических раскопок древнейших памятников эпохи неолита и энеолита в разных регионах были обнаружены специальные каменные и костяные шпатели.

В некоторых культурах стенки с внутренней и внешней стороны обрабатывались зубчатыми штампами, которые оставляли штрихи в виде расчесов разной длины и ширины. Такие штампы из кости и раковины неоднократно обнаруживались во время раскопок древнейших поселений эпохи неолита и энеолита. Иногда штампами с широкими крупными зубцами поверхность не расчесывали, а уплотняли. В результате получались отпечатки, похожие на следы грубой ткани.

Еще одним повсеместно распространенным способом уплотнения поверхности, который не только способствовал прочности сосуда, но и придавал ему более эстетичный вид, было лощение. Его суть состоит в том, что при помощи гладкого камушка поверхность полировали до гладкого и блестящего состояния. Чаще всего лощению подвергались слегка недосушенные сосуды. Если сосуд высыхал полностью, то перед лощением его слегка смачивали водой.

Для изготовления парадных сосудов мастера применяли двойное лощение. В этом случае первый раз сосуды подвергались соответствующей обработке костяным лощилом после просушки в течение нескольких часов, т. е. будучи достаточно влажными. В результате достигался эффект слабого блеска. Второй раз процедуру проводили после полного высыхания вначале галькой, а затем кусочками кожи или меха.

В результате лощения сосуд не только становился более эстетичным внешне. Такая обработка способствовала улучшению его физико-технических качеств: она делала глину более плотной, прочной и водонепроницаемой.

Также на сайте:



Современная керамика

В современном искусстве все ярче проявляется общее для всех художников стремление к разнообразию используемых материалов.

Керамисты в своей работе ориентируются как на традиции, так и на новые концепции, используя все средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческой идеи в жизнь. Так, многие мастера при декорировании керамических изделий экспериментируют с такими материалами, как стекло, металл, пластмасса, а иногда даже обращаются к иным видам искусства, например к фотографии.



Печные эмали

Эмали отличаются от глазурей тем, что они совершенно непрозрачны и сквозь них не видно цвета черепка изделия. По своему назначению эмали можно подразделить на две группы. Первая группа белых эмалей для печных изразцов, а вторая группа - белые и цветные эмали для декоративных изделий. Это подразделение на две группы вызывается тем, что к эмалям на печные изразцы предъявляется ряд требований, с которыми можно частично не считаться, приготовляя декоративные эмали.

Требования эти следующие:
- эмаль должна быть безукоризненно белого цвета, без синевы;