Обработка поверхностей сосуда



Обработка поверхностей сосудаПосле окончания конструирования сосуда следовал важный этап — обработка его поверхностей. В древности самой распространенной была обработка непосредственной поверхности. Позднее в некоторых культурах поверхность начали покрывать дополнительным слоем тонко отмученной глины.

Чаще всего стенки и дно посуды подвергали заглаживанию. Как правило, внешняя поверхность отделывалась тщательнее, чем внутренняя. Заглаживание могло производиться влажной рукой, тканью, кожей, створками раковин моллюсков, деревянными или костяными инструментами (например, щепкой или ребром животного).

Гончары ряда регионов для обработки поверхности сосуда на разных этапах его изготовления применяли пемзу. Во время археологических раскопок древнейших памятников эпохи неолита и энеолита в разных регионах были обнаружены специальные каменные и костяные шпатели.

В некоторых культурах стенки с внутренней и внешней стороны обрабатывались зубчатыми штампами, которые оставляли штрихи в виде расчесов разной длины и ширины. Такие штампы из кости и раковины неоднократно обнаруживались во время раскопок древнейших поселений эпохи неолита и энеолита. Иногда штампами с широкими крупными зубцами поверхность не расчесывали, а уплотняли. В результате получались отпечатки, похожие на следы грубой ткани.

Еще одним повсеместно распространенным способом уплотнения поверхности, который не только способствовал прочности сосуда, но и придавал ему более эстетичный вид, было лощение. Его суть состоит в том, что при помощи гладкого камушка поверхность полировали до гладкого и блестящего состояния. Чаще всего лощению подвергались слегка недосушенные сосуды. Если сосуд высыхал полностью, то перед лощением его слегка смачивали водой.

Для изготовления парадных сосудов мастера применяли двойное лощение. В этом случае первый раз сосуды подвергались соответствующей обработке костяным лощилом после просушки в течение нескольких часов, т. е. будучи достаточно влажными. В результате достигался эффект слабого блеска. Второй раз процедуру проводили после полного высыхания вначале галькой, а затем кусочками кожи или меха.

В результате лощения сосуд не только становился более эстетичным внешне. Такая обработка способствовала улучшению его физико-технических качеств: она делала глину более плотной, прочной и водонепроницаемой.

Также на сайте:



Примеры формовки на круге

Изготовление на гончарном круге цветочного горшка. Вдавите большой палец в середину промятой и отцентрированной глиняной заготовки. Полученное углубление расширьте так, чтобы в нее входил кулак. Затем введите в образованную полость кулак левой руки и косточками пальцев выровняйте дно будущего горшка. Вслед за этим начинайте вытягивать стенки сосуда вверх. При этом косточка указательного пальца правой руки должна скользить по внешней поверхности сосуда, а косточки левой руки, находящейся внутри, прижимать к ней стенки.



Глазури с кобальтом

Красителями для получения цветных глазурей или эмалей служат окислы, соли или специально приготовленные пигменты следующих металлов-красителей: кобальта, меди, марганца, хрома, железа, сурьмы, урана, золота, никеля, платины, иридия, титана и серебра.

Кобальт, независимо от состава и температуры плавления глазурей, окрашивает их в синие цвета. Материалы, посредством которых вводят кобальт в глазурь следующие.