Обработка поверхностей сосуда
После окончания конструирования сосуда следовал важный этап — обработка его поверхностей. В древности самой распространенной была обработка непосредственной поверхности. Позднее в некоторых культурах поверхность начали покрывать дополнительным слоем тонко отмученной глины.
Чаще всего стенки и дно посуды подвергали заглаживанию. Как правило, внешняя поверхность отделывалась тщательнее, чем внутренняя. Заглаживание могло производиться влажной рукой, тканью, кожей, створками раковин моллюсков, деревянными или костяными инструментами (например, щепкой или ребром животного).
Гончары ряда регионов для обработки поверхности сосуда на разных этапах его изготовления применяли пемзу. Во время археологических раскопок древнейших памятников эпохи неолита и энеолита в разных регионах были обнаружены специальные каменные и костяные шпатели.
В некоторых культурах стенки с внутренней и внешней стороны обрабатывались зубчатыми штампами, которые оставляли штрихи в виде расчесов разной длины и ширины. Такие штампы из кости и раковины неоднократно обнаруживались во время раскопок древнейших поселений эпохи неолита и энеолита. Иногда штампами с широкими крупными зубцами поверхность не расчесывали, а уплотняли. В результате получались отпечатки, похожие на следы грубой ткани.
Еще одним повсеместно распространенным способом уплотнения поверхности, который не только способствовал прочности сосуда, но и придавал ему более эстетичный вид, было лощение. Его суть состоит в том, что при помощи гладкого камушка поверхность полировали до гладкого и блестящего состояния. Чаще всего лощению подвергались слегка недосушенные сосуды. Если сосуд высыхал полностью, то перед лощением его слегка смачивали водой.
Для изготовления парадных сосудов мастера применяли двойное лощение. В этом случае первый раз сосуды подвергались соответствующей обработке костяным лощилом после просушки в течение нескольких часов, т. е. будучи достаточно влажными. В результате достигался эффект слабого блеска. Второй раз процедуру проводили после полного высыхания вначале галькой, а затем кусочками кожи или меха.
В результате лощения сосуд не только становился более эстетичным внешне. Такая обработка способствовала улучшению его физико-технических качеств: она делала глину более плотной, прочной и водонепроницаемой.
Также на сайте:
Верования и керамикаГончарство сыграло такую важную роль в человеческой истории, что многие мифологии принимают его возникновение как свою начальную точку отсчета. Нередко процесс изготовления глиняного сосуда связывался с космогоническим актом сотворения мира, а сосуд сравнивался с Вселенной. |
Кастовость гончаровРанние пласты мифологии человечества нашли свое отражение в Библии. Согласно одному из вариантов происхождения человека бог создал Адама из «праха земното» и «дыхания жизни». Сосуд часто ассоциировался с частями человеческого тела. Именно этим объясняются многие термины, обозначающие его отдельные части: «горло», «ручка», «шейка», «тулово». Многим керамическим сосудам, как уже упоминалось, придавались антропоморфные или зооморфные черты. Гончарное дело у большинства народов на протяжении тысячелетий вызывало особые эмоции, так как считалось связанным с божественной силой или откровением. |