Обработка керамики после обжига
Уже много веков назад древние гончары открыли способы дополнительной обработки керамики после обжига, которые позволяли улучшить физико-технические свойства сосудов и придать им определенные эстетические свойства.
Одним из таких способов было каление, которое применялось для повышения прочности посуды. Суть этого способа состояла в том, что раскаленный докрасна сосуд после обжига сразу на несколько секунд погружался в емкость с водой. Затем сосуд ставился на окончательную просушку.
Для уменьшения пористости глины и увеличения влагонепроницаемости прибегали к способам обваривания и смоления.
При обваривании раскаленные сосуды опускались в емкость не с водой, а с мучной болтушкой, которую изготавливали тщательным растворением муки в воде. Мучную болтушку перед применением предварительно немного подогревали. После этого их ставили на просушку в печь либо оставляли высыхать на воздухе. Сосуды вследствие такой процедуры должны были почернеть.
Смоление представляет собой обмазывание раскаленных сосудов теплой смолой хвойных деревьев. Этот прием обработки сосудов был известен еще в Древнем Египте. В Древней Месопотамии сосуды вместо смолы покрывали битумом.
Также на сайте:
НалепыИздревле гончары использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений — руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, — жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.). |
Типы красокНизкотемпературные краски: плавятся при низкой температуре. Содержат флюс (плавни), состоящий из кремния, сурика и буры. Используются для росписи уже обожженных изделий. Температура плавления - 800-900°С, а температура плавления красок для фаянса - 750°С. Колористическая гамма очень разнообразна. Закрепление краски обеспечивается клейким веществом; речь идет о тощей и жирной эссенциях трепентина (живичного скипидара). |