Формовка полого тела



Формовка полого телаПосле изготовления начина гончар приступал к формовке его стенок. Именно этот процесс и получил название формовки полого тела. Она могла выполняться разными способами: выдавливанием, наращиванием и вытягиванием на гончарном круге. В древности до изобретения гончарного круга применялся исключительно ручной способ.

При таком способе набор инструментов был минимальным: несколько гладких камушков разных размеров, деревянные колотушки, приспособление типа ложки, тряпка и емкость с водой для смачивания рук и глины в процессе лепки.

Стенки сосуда могли изготавливаться из жгутов, лент или лоскутов. Жгуты могли примазываться вначале к начину, а затем друг к другу с внешней или внутренней стороны. Иногда использовался способ примазывания жгутов в торец.

Ленты представляют собой уплощенные жгуты, которые чаще всего накладывались кольцевым способом, так же как и жгуты, с внешней или внутренней стороны. Лоскутами называются отдельные плоские лепешки, которые налепливаются как по спирали, так и хаотично.

Археологические исследования свидетельствуют о том, что в формообразовании начиная с древнейших времен были известны два вида: при помощи моделей-шаблонов и скульптурная лепка на плоскости. Позднее появился третий — на гончарном круге.

Шаблон (например, готовый сосуд) могли использовать как основу, т. е. налеплять глиняные детали снаружи. В этом случае новый сосуд имел большие размеры. Если детали налеплялись с внутренней стороны модели-шаблона, то новая посуда имела меньшую емкость.

Специалисты предполагают, что это самый древний способ формовки. Чаще всего на шаблоны налеплялись глиняные лоскуты. Позднее стали применять жгуты или ленты.

Ручная скульптурная лепка могла производиться как выдавливанием пальцами, так и выбиванием при помощи приспособления-колотушки. В последнем случае колотушка могла воздействовать на глину непосредственно или через какую-либо прокладку (например, из ткани). По археологическим и этнографическим источникам известны самые разные виды колотушек: по размерам, форме и оформлению рабочей части (гладкая или рифленая).

При таком способе стенка сосуда в точке удара, который производился снаружи, изнутри поддерживалась различными приспособлениями (например, деревянной ложкой).

На последнем этапе формовки к сосуду приделывались различные налепные детали: ручки, поддоны и т. п. Если предполагалась налепная деталь в виде носика, в бок сосуда на необходимом месте вставлялась палочка или трубчатая косточка животного, которая облеплялась глиной. После подсыхания вставка вынималась, и к этому месту примазывался сформованный носик-слив.

Деревянные палочки могли также оставаться в стенке сосуда до обжига, во время которого они выгорали. Затем поверхность сосудов выравнивалась (чаще всего при помощи деревянных или костяных лопаточек, плоских галек, раковин моллюсков). Завершающим штрихом нередко было заглаживание влажной тканью.

Также на сайте:



Люстрирование керамики

Одним из распространенных приемов украшения парадной керамической посуды и изделий является люстрирование. Люстрами называют тончайшие прозрачные надглазурные пленки, изготовленные, из оксидов различных металлов. В готовом виде они представляют собой растворы металлов или оксидов металлов в эфирных маслах.

Благодаря своему составу люстровые препараты обладают очень красивыми световыми эффектами. Переливы различных цветов придают изделиям ощущение праздничности и нарядности.



Инструменты и материалы

Прежде чем приступить к работе над керамическим изделием, необходимо познакомиться с материалами, специальными инструментами и оборудованием, которые могут понадобиться. Поскольку в керамике переплетено ремесло и искусство, то знание технических характеристик исходных материалов: глины, глазури и красок для декорирования — важный момент творческого процесса, от которого в значительной мере зависит конечный результат.

Главное — правильно подобрать инструменты и оборудование, а также знать устройство печей для обжига и уметь в случае необходимости построить печь самому.