Технологии древних



Предварительная обработка

Для того чтобы вылепить качественный прочный сосуд, недостаточно просто найти залежи высококачественной глины. После добычи сырья предстоит еще длительный путь его обработки, затем составления формовочных масс. Далее следуют процесс конструирования сосуда, обработка его внутренней и внешней поверхностей. Затем следуют операции, повышающие прочность готового изделия и придающие ему влагонепроницаемость.



Обработка керамики после обжига

Обжиг в печах керамических изделийУже много веков назад древние гончары открыли способы дополнительной обработки керамики после обжига, которые позволяли улучшить физико-технические свойства сосудов и придать им определенные эстетические свойства.

Одним из таких способов было каление, которое применялось для повышения прочности посуды. Суть этого способа состояла в том, что раскаленный докрасна сосуд после обжига сразу на несколько секунд погружался в емкость с водой. Затем сосуд ставился на окончательную просушку.



Обжиг в гончарных горнах

Обжиг в гончарных горнах керамических изделийСамыми совершенными конструкциями для обжига керамики стали многокамерные гончарные горны. Гончарный горн представляет собой специализированное устройство с двумя или несколькими камерами.

Одна из них представляла собой топочную, т. е. место, куда помещалось и где сжигалось топливо. Другие предназначались для размещения изделий.



Обжиг в печах

Обжиг в печах керамических изделийНачиная с пятого тысячелетия до нашей эры, в некоторых странах появляются первые специализированные печи для обжига керамики. Их остатки обнаружены во время раскопок древних поселений и городов в Египте, Средней Азии, Месопотамии и Иране.

Как и очажные устройства, первые печи имели одну камеру. Основное отличие от очажного обжига заключалось в наличии у печей постоянного перекрытия, дымоотводных конструкций и поддувала.



Обжиг на костре

Обжиг на костре керамических изделийОбжиг является завершающим и одним из самых ответственных этапов создания керамических изделий. Для того чтобы глиняная масса приобрела твердость, прочность и относительную водонепроницаемость, необходима температура примерно в 450-500 °С. При температуре свыше 700 °С керамика приобретает стекловидность и становится гораздо более прочной и твердой.

Для обжигания готовых изделий применяются различные устройства. Самым древним из них был обычный открытый костер, представляющий собой открытую площадку.



Сушка керамических изделий

Сушка керамических изделийПосле завершения формовки глиняные сосуды необходимо было правильно и тщательно высушить. Иногда этот процесс занимал несколько дней. Скорость сушки зависела от способности окружающего воздуха поглощать водяные пары, т. е. воду, испаряющуюся из глины.

Главные требования при этом состояли в том, чтобы изделия просушивались равномерно. В противном случае в глине могли появиться трещины, которые при обжиге приводили к разрыву стенок.



Обработка поверхностей сосуда

Обработка поверхностей сосудаПосле окончания конструирования сосуда следовал важный этап — обработка его поверхностей. В древности самой распространенной была обработка непосредственной поверхности. Позднее в некоторых культурах поверхность начали покрывать дополнительным слоем тонко отмученной глины.

Чаще всего стенки и дно посуды подвергали заглаживанию. Как правило, внешняя поверхность отделывалась тщательнее, чем внутренняя. Заглаживание могло производиться влажной рукой, тканью, кожей, створками раковин моллюсков, деревянными или костяными инструментами (например, щепкой или ребром животного).

Также на сайте:



Гончарство в веках

Гончарство в векахВолшебные превращения аморфной глиняной массы в материал, по прочности и огнеупорности мало в чем уступающий камню, казались древним людям настоящим волшебством. Поэтому попытки понять и объяснить происхождение гончарства предпринимались уже много столетий назад.

В большинстве мировых мифологических систем умению изготавливать керамические изделия людей научили боги, которые были также первыми гончарами.



Двойной разъемный штамп

Этот штамп состоит из двух половин и обычно используется для литья изделий и произведений искусства округленной формы или на прямоугольной подставке. При литье изделия на подставке следует учитывать, что углубления в нижней части штампа должны быть большего размера, чем в верхней.

Оригинал, вылепленный из глины или из других материалов, следует разделить на две половины. Для каждой из них приготовляется гипсовая форма для литья тем же способом, что и при работе с простым штампом.

RSS-материал