Сосуды для вина



Сосуды для винаСуществовали разные типы сосудов, в которых вино хранилось, подавалось, разливалось. Ойнохойя — небольшой одноручный кувшин для разливания вина, который нередко использовался детьми для совершения различных обрядов и ритуалов.

Так, например, для переноски и хранения вина служили аски. «Аск» в переводе с греческого означает «мех». Правда, греческие сосуды, именовавшиеся асками, имели довольно отдаленное сходство с мехом. Аск имел широкую низкую ножку, большое высокое вместилище, округлое в нижней части и несколько вытянутое в длину в верхней.

ОйнохойяНа одном конце тулова, вверху, имелось заостренное завершение или короткая шейка и устье. Между обоими возвышениями лежала седлообразная впадина, через которую была перекинута ручка. Такие сосуды нередко украшались изображением женских голов.

Довольно вместительный сосуд для смешивания вина с водой, являвшийся неотъемлемым атрибутом любого пира, назывался кратером. Греки смешивали цельное вино с водой, так как пить чистое вино считалось проявлением невоздержанности. Одними из популярных сюжетов росписи кратеров были «бегущая волна», представляющая собой один из вариантов спирального орнамента, и пальметты — стилизованные изображения пальмовых или оливковых ветвей.

Килик, скифос и канфараИзлюбленными чашами для питья на пирах были килики, скифосы и канфары. Килик – это неглубокая, имеющая широкое устье, чаша, с двумя горизонтальными ручками расположенными по бокам. Иногда такие сосуды имели высокую ножку, в других случаях — очень низкий поддон.

Пользовался популярностью у греков также скифос, обладавший довольно большой емкостью. Свое название сосуд получил от кочевников-скифов, которые, по мнению более цивилизованных греков, были варварами и имели пристрастие к вину. В отличие от килика скифос имел ручки не на середине тулова, а у самого края устья.

Довольно крупными «питейными» сосудами были также канфары — сосуды с парой высоко выступающими над краем канфары ручками, несколько суживающимся книзу вместилищем с вогнутыми боковыми стенками и высокой стройной ножкой с плоским основанием. Наиболее часто канфары украшались изображением греческого бога любви Эрота или женской головки. Канфар всегда считался одним из неизменных атрибутов бога вина и веселья Диониса.

Также на сайте:



Рельефные изразцы

Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в близлежащих к Москве городах. В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были известны секреты изготовления цветных эмалей.



Уральский изразец

В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими мастерами, имеют свои характерные особенности. В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.