Глина в Древней Греции



Развитию гончарного дела в Древней Греции способствовало обилие выходов хорошей глины. Глиняное тесто, из которого создавалась керамика, было хорошо отмучено и отличалось высоким качеством, особенно в эпоху высшего расцвета керамического производства, в VI-V вв. до н. э. Глина, употреблявшаяся для простой и художественной посуды, в различных областях Греции не была однородной, отличаясь по цвету, плотности и примесям.

Например, коринфская и аналогичная ей синопская глина отличаются светлыми тонами, чаще всего желтоватыми или беловатыми, родосская (добываемая на острове Родос) — оттенками красновато- желтого и коричневого цветов. Коринфская глина, кроме того, обладает небольшим весом, и при наличии весьма тонких стенок довольно большие сосуды могут быть очень легкими.

Клазоменские вазы исполнены из твердой тонкой глины от желтого до красновато-коричневого цвета с гладкой и тускло-блестящей поверхностью.

Для ионийской керамики характерна светлая красноватая глина с желтоватым оттенком.

В Древней Греции работа гончаров была довольно узко специализированной. Особо выделялись своей работой вазописцы, которые составляли отдельные кланы. Греческая вазопись достигла непревзойденного по совершенству уровня.

Рецепт изготовления черной глазури или черного лака, являвшегося основной «краской» для росписи ваз, до сих пор не восстановлен. Густо нанесенный на поверхность сосуда, лак давал глубокий черный, иногда с зеленоватым, коричневатым или синеватым отблеском, тон.

В большинстве случаев роспись наносилась непосредственно на глину. Но иногда сосуды предварительно целиком или частично покрывались специальной облицовкой, представляющей собой слой высококачественной глины желтого, беловатого или коричневатого цветов.

Помимо обычного густого черного лака, в аттической краснофигурной вазописи V в. до н. э. широко применялся и разбавленный лак, преимущественно употреблявшийся для обозначения деталей рисунка. Этот лак имел различные оттенки коричневого, серовато- желтого и золотисто-желтого цветов. Очень сильно разбавленный, он был мало заметен. Глина становилась лишь немного темнее и приобретала немного тусклый отблеск, поверхность казалась как бы лощеной.

Также на сайте:



Усадка керамики

Если земля и вода создали глину, пригодную для лепки различных предметов, то воздух и огонь, т. е. сушка и обжиг, придают изделиям прочность и долговечность. В результате первого обжига получается бисквит, не декорированный и не покрытый эмалью.

На этом этапе заканчивается обработка некоторых керамических изделий, в частности из терракоты. Другие изделия декорируются, и, следовательно, они подвергаются повторному обжигу.



Ангобирование керамики

Ангобирование керамикиАнгоб представляет собой глину, разведенную до консистенции сметаны, которой покрывают поверхность сосудов. Толщина ангобного слоя составляет, как правило, 1-2 мм. Его основное назначение в современном керамическом производстве — улучшение декоративных качеств керамики, например, получение более гладкой поверхности, изменение окраски изделий, создание рельефного рисунка и т. п.