Верования и керамика



Гончарство сыграло такую важную роль в человеческой истории, что многие мифологии принимают его возникновение как свою начальную точку отсчета. Нередко процесс изготовления глиняного сосуда связывался с космогоническим актом сотворения мира, а сосуд сравнивался с Вселенной.

В «Ригведе» (одном из древнейших письменных источников), в гимне творения об этом сообщается так: «Делает он укху (сосуд) столь большой, как эта Земля вначале была сделана», «дно укхи — это земное жизненное пространство», «вторая лента сосуда— это воздушное пространство, верхняя лента— это небо, стенки сосуда— это страны света, сфера людей и зверей».

В дальнейшем среди многих народов распространились представления о соответствии верхней части сосудов — небесной сфере, средней — земному миру людей, а нижней части — подземному потустороннему миру.

В мифах многих народов бог или культурный герой создает мироздание и человека из глины. Например, египетский бог Хнум создает человека и весь мир на гончарном круге. Шумерские богиня-прародительница Намму и богиня рождения Нинмах лепят из глины, взятой над водной бездной, человека и его судьбу. Аккадский бог Мардук вместе с богом Эйя создают людей из глины, перемешанной с кровью убитого ими чудовища.

В греческом переводе сохранился рассказ одного вавилонского жреца о том, что бог Бел отрезал собственную голову, а другие боги собрали его кровь, смешали ее с землей и вылепили из этого теста людей.

В одном из вариантов греческой мифологии людей сделал из глины Прометей. Алтайский бог Ульгень создал первых семь человек из смеси глины и камыша. Русские марийцы также считали, что бог вылепил тело человека из глины. Такие представления получили распространение не только на территории Евразии.

Согласно мифологическим представлениям маори из Новой Зеландии бог по имени Тики, или Тане, создал фигуру по своему образу и подобию с глазами, ногами и руками из красной глины, замешанной на его собственной крови.

Среди племен острова Таити распространены сказания о том, что первая пара людей была создана верховным богом Тангароа из красной земли. Эта земля еще какое-то время служила людям пищей.

Предания о том, что верховное божество вылепило первых людей из глины, присутствуют у аборигенов меланезийского острова Мота, кайского острова Ну-ху-роа, у даяков острова Борнео, среди племен кхами, обитающих в Аракане и Читтагонга, и многих других.

По верованиям африканского племени дагонов первую человеческую пару создало из сырой глины верховное божество Амма. Из того же материала Амма сотворил также солнце, луну, звезды и землю.

Согласно мифу, существующему среди племен, живущих на островах Палау в Тихом океане, людей вылепили из глины, замешанной на крови разных животных, брат и сестра. Поэтому характер у людей находится в зависимости от того, чья кровь была смешана с этой глиной.

Австралийские аборигены считают, что создатель Бунджил вылепил первых людей из смеси древесной коры и глины, а затем вдохнул в них жизнь.

В Северной Америке индейцы некоторых племен (например, ирокезы) верят, что первых людей слепил по своему образу и подобию Иосеха. Другое индейское племя манду, проживавшее в Калифорнии, также считало, что создатель людей вылепил их из красной земли, смешанной с водой. Список подобных верований можно продолжать до бесконечности.

Также на сайте:



Нанесение глазури на черепок

Цветные глазури и эмали во избежание всяких неудач лучше всего наносить на обожженный черепок. Перед глазуровкой черенок необходимо хорошо очистить щеткой от пыли и промыть водой, а после промывки высушить, иначе глазурь будет стекать. Если нанести глазурь или эмаль на запыленный черепок, то в обжиге они могут свернуться в капли. Можно глазуровать вещи и без предварительного обжига, по тогда надо почти весь песок заменить глиной, лучше всего той, из которой сделана вещь; заменять надо 3 ч. песку 1 ч. глины.



Уральский изразец

В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими мастерами, имеют свои характерные особенности. В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.