О чем рассказывает керамика



Глиняный сосуд сопровождает человека на протяжении многих тысячелетий. Появившись в неолите, он стал неизменным спутником человека в быту и военном походе, в различных религиозных ритуалах, и после смерти именно сосуд чаще всего сопровождал его и служил опознавательным знаком «своего» в мире предков.

На протяжении многих поколений передавались и бережно сохранялись традиции орнаментации и формы сосудов. Форма и орнамент древней керамики неразрывно связаны между собой и представляют единое гармоничное целое. Древнее гончарное искусство, как и любое другое, есть «овладение» миром, поэтому художественный текст орнамента и формы является такой структурой, все элементы которой несут смысловую нагрузку.

В рамках первобытной культуры сосуд реализует целый комплекс представлений и мифологических образов. И вместе с ним из поколения в поколение передавалась информация, которая представляла насущный интерес для древних людей.

В древности сосуд никогда не был просто вместилищем пищи или воды. В мифологическом сознании людей сосуд уподоблялся человеческому телу или его части, птице или зверю, даже всему миру, являясь как бы его моделью. И для того, чтобы сосуд мог «жить» и выполнять свои функции, его нужно было «правильно» изготовить.

Таким образом, древние сосуды донесли до нашего времени сквозь тысячелетия интереснейшую информацию о жизни и смерти, мире, гармонии и единстве человека и этого мира.

Древнюю керамику иногда называют глиняной летописью древних гончаров, которая способна поведать много интересного о прошлом. Обломки керамических сосудов практически невозможно использовать вторично, поэтому керамика доходит до нас в первозданном виде в отличие, например, от металлов.

Круг проблем древней истории, решаемых на основе изучения керамики, чрезвычайно широк. В рецептах керамических масс, формах, выделке сосудов, их орнаментации отражаются специфические особенности различных родов, племен, отдельных поселений и целых народов.

Анализ керамических комплексов помогает выявить как общие, объединяющие черты, так и специфические особенности культурно-хронологических групп древних памятников, способствует решению сложных проблем генезиса, хронологии, периодизации, а также проблем, связанных с социальной структурой общества и его хозяйственно-экономическим обликом, раскрывает характер взаимоотношений с синхронными культурными образованиями, степень влияния на последующие и т. д.

Также на сайте:



Подготовка формовочных масс

Важным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких.

Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь.



Обжиг в русской печи

Большинство народных глиняных игрушек проходили обжиг не в горнах, а в русской духовой печи. Обычно игрушки в русской печи обжигали во время очередной топки. Зачастую тут же на поду стояли горшки, в которых варилась пища. Но одно другому не мешало. Игрушки плотно устанавливали на железный противень и отправляли в печь. Сначала их около часа выдерживали в стороне от огня, давая возможность как следует просохнуть, а потом ставили противень на горящие дрова.