О чем рассказывает керамика



Глиняный сосуд сопровождает человека на протяжении многих тысячелетий. Появившись в неолите, он стал неизменным спутником человека в быту и военном походе, в различных религиозных ритуалах, и после смерти именно сосуд чаще всего сопровождал его и служил опознавательным знаком «своего» в мире предков.

На протяжении многих поколений передавались и бережно сохранялись традиции орнаментации и формы сосудов. Форма и орнамент древней керамики неразрывно связаны между собой и представляют единое гармоничное целое. Древнее гончарное искусство, как и любое другое, есть «овладение» миром, поэтому художественный текст орнамента и формы является такой структурой, все элементы которой несут смысловую нагрузку.

В рамках первобытной культуры сосуд реализует целый комплекс представлений и мифологических образов. И вместе с ним из поколения в поколение передавалась информация, которая представляла насущный интерес для древних людей.

В древности сосуд никогда не был просто вместилищем пищи или воды. В мифологическом сознании людей сосуд уподоблялся человеческому телу или его части, птице или зверю, даже всему миру, являясь как бы его моделью. И для того, чтобы сосуд мог «жить» и выполнять свои функции, его нужно было «правильно» изготовить.

Таким образом, древние сосуды донесли до нашего времени сквозь тысячелетия интереснейшую информацию о жизни и смерти, мире, гармонии и единстве человека и этого мира.

Древнюю керамику иногда называют глиняной летописью древних гончаров, которая способна поведать много интересного о прошлом. Обломки керамических сосудов практически невозможно использовать вторично, поэтому керамика доходит до нас в первозданном виде в отличие, например, от металлов.

Круг проблем древней истории, решаемых на основе изучения керамики, чрезвычайно широк. В рецептах керамических масс, формах, выделке сосудов, их орнаментации отражаются специфические особенности различных родов, племен, отдельных поселений и целых народов.

Анализ керамических комплексов помогает выявить как общие, объединяющие черты, так и специфические особенности культурно-хронологических групп древних памятников, способствует решению сложных проблем генезиса, хронологии, периодизации, а также проблем, связанных с социальной структурой общества и его хозяйственно-экономическим обликом, раскрывает характер взаимоотношений с синхронными культурными образованиями, степень влияния на последующие и т. д.

Также на сайте:



Типы гончарных кругов

Основными инструментами при лепке всегда оставались пальцы художника. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Поэтому не увлекайтесь работой стеками и помните, что основное их назначение — проработка деталей и удаление лишней глины.



Замачивание глины или шихты

Если гончарное предприятие не отмучивает глину или шихту, то до промера их направляют на замачивание. Если отмученная глина или шихта сильно просушены, то до промеса их тоже нужно замачивать.

Замачивание можно производить в простом деревянном чану. Воду лучше всего заливать при помощи лейки. Степень влажности определяется на ощупь. Если при сжатии комка замоченной глины тесто оказывается достаточно мягким и в то же время не прилипает к руке, то это означает, что воды добавлено достаточно. Если же масса слишком влажна, то тесто прилипает к руке.