Культовая символика гончарства



Работа горшечника, производящего водонепроницаемую и огнеупорную посуду, приравнивалась к труду кузнеца. Некоторые северные племена считали, что корень (происхождение) гончарства древнее корня кузнечества. Поэтому у них кузнецы и шаманы называли мастериц-горшечниц старшими сестрами. А поскольку гончарство было изобретено богиней земли, люди, которые им занимались, находились под ее защитой.

В дальнейшем, с распространением обработки металлов и ростом их значения в жизни людей, многие жреческие функции гончаров перешли к кузнецам-металлургам. Как считают этнографы и историки, последние должны были на этапе становления копировать не только внешнюю форму глиняных сосудов, но и перенимать многие обряды и ритуалы, связанные с гончарным ремеслом.

В некоторых случаях культы сливались. По мифологии якутов это произошло в результате священного брака между первопредком кузнецов и прародительницей горшечниц. Супруги поделили родовой очаг на мужскую и женскую половины. Интересно отметить, что подобные верования существовали у народов, живших на весьма отдаленных территориях.

Известный специалист в области мифологии и культовой символики Ариэль Голан сообщает о том, что «у некоторых племен Западной Африки кузнец и горшечница могут вступить в брак только друг с другом», что, по его мнению, объясняется тем, что супругом богини, ведающей гончарным искусством, считался божественный кузнец.

Гончаров нередко боялись и старались ничем не обидеть. Их магическая сила приравнивалась, а в отдельных случаях считалась даже превосходящей силу кузнеца или шамана. Горшечница своими магическими действиями могла даже наслать на человека смерть. Например, якуты считали, что, для того чтобы убить обидчика или соперника, ей достаточно было ударить топором по его следу.

При рождении ребенка родители заказывали для него новый сосуд. Если в процессе изготовления он трескался или разбивался, это считалось плохим признаком, за которым могла последовать болезнь или скорая смерть малыша. Якутские повитухи хоронили в глиняных ритуальных сосудах послед новорожденного ребенка.

По мнению языческих народов, стук колотушки или лопаты горшечника отдавался по своду нижнего мира, нагоняя страх или вызывая тревогу среди его жителей. Некоторые инструменты горшечниц (например, лопатки, которыми обрабатывали глиняную посуду при выделке) приравнивали к шаманским колотушкам. Некоторые ученые даже видят в глиняном сосуде древний прообраз шаманского бубна.

Еще в глубокой древности существовало поверье, что темные силы, враждебные человеку, боятся перевернутого горшка. Поэтому нередко при погребальных ритуалах или оставлении жилья совершались специальные обряды, одним из элементов которых был опрокинутый вверх дном горшок. Следы таких действий археологи нередко находят на поселениях, в погребениях, тризнах, святилищах и других ритуальных комплексах, которые относятся к различным эпохам, начиная с неолита и заканчивая Средневековьем.

Шаманы и колдуны во время камлания нередко запирали «нечистую силу» внутри глиняных горшков, замазав их глиной или закрыв другим сосудом, после чего емкость с вредоносными духами закапывалась в землю.

Начиная с древнейших времен существовали целые культуры, в которых покойников перед закапыванием в землю помещали в глиняные сосуды. В земледельческих цивилизациях Востока такие обряды были распространены от Палестины до Японии. По археологическим данным зафиксированы также случаи, когда усопший находился внутри двух кувшинов, совмещенных устьями.

Также на сайте:



Глина и каолин

Массу, в сухом состоянии землистую, мягкую, липкую, а во влажном состоянии более или менее пластичную, называют глиной. Она образуется при разложении горных пород, богатых полевым шпатом. Состав глин разнообразен и зависит от видов горных пород, в результате разрушения которых они образовались. Чисто аналитическим путем (не учитывая тип связи) определены главные составные части глин – Al2O3, SiO2 и H2O.



Керамика

Тысячелетия назад человек узнал уникальные свойства, пожалуй, самой распространенной земной породы — глины. Неплодородная земля, намокая, превращается в однородный жидкий состав, а после высыхания становится пылью, казалось бы, совершенно бесполезный и ненужный материал. Но со временем, благодаря случайным экспериментам, человек обратил внимание на то, что глиняному составу можно придать любую форму, которая может сохраняться на протяжении долгого времени, если ее как следует просушить, обжиг же в огне, делает такое изделие еще прочнее.