Культовая символика гончарства



Работа горшечника, производящего водонепроницаемую и огнеупорную посуду, приравнивалась к труду кузнеца. Некоторые северные племена считали, что корень (происхождение) гончарства древнее корня кузнечества. Поэтому у них кузнецы и шаманы называли мастериц-горшечниц старшими сестрами. А поскольку гончарство было изобретено богиней земли, люди, которые им занимались, находились под ее защитой.

В дальнейшем, с распространением обработки металлов и ростом их значения в жизни людей, многие жреческие функции гончаров перешли к кузнецам-металлургам. Как считают этнографы и историки, последние должны были на этапе становления копировать не только внешнюю форму глиняных сосудов, но и перенимать многие обряды и ритуалы, связанные с гончарным ремеслом.

В некоторых случаях культы сливались. По мифологии якутов это произошло в результате священного брака между первопредком кузнецов и прародительницей горшечниц. Супруги поделили родовой очаг на мужскую и женскую половины. Интересно отметить, что подобные верования существовали у народов, живших на весьма отдаленных территориях.

Известный специалист в области мифологии и культовой символики Ариэль Голан сообщает о том, что «у некоторых племен Западной Африки кузнец и горшечница могут вступить в брак только друг с другом», что, по его мнению, объясняется тем, что супругом богини, ведающей гончарным искусством, считался божественный кузнец.

Гончаров нередко боялись и старались ничем не обидеть. Их магическая сила приравнивалась, а в отдельных случаях считалась даже превосходящей силу кузнеца или шамана. Горшечница своими магическими действиями могла даже наслать на человека смерть. Например, якуты считали, что, для того чтобы убить обидчика или соперника, ей достаточно было ударить топором по его следу.

При рождении ребенка родители заказывали для него новый сосуд. Если в процессе изготовления он трескался или разбивался, это считалось плохим признаком, за которым могла последовать болезнь или скорая смерть малыша. Якутские повитухи хоронили в глиняных ритуальных сосудах послед новорожденного ребенка.

По мнению языческих народов, стук колотушки или лопаты горшечника отдавался по своду нижнего мира, нагоняя страх или вызывая тревогу среди его жителей. Некоторые инструменты горшечниц (например, лопатки, которыми обрабатывали глиняную посуду при выделке) приравнивали к шаманским колотушкам. Некоторые ученые даже видят в глиняном сосуде древний прообраз шаманского бубна.

Еще в глубокой древности существовало поверье, что темные силы, враждебные человеку, боятся перевернутого горшка. Поэтому нередко при погребальных ритуалах или оставлении жилья совершались специальные обряды, одним из элементов которых был опрокинутый вверх дном горшок. Следы таких действий археологи нередко находят на поселениях, в погребениях, тризнах, святилищах и других ритуальных комплексах, которые относятся к различным эпохам, начиная с неолита и заканчивая Средневековьем.

Шаманы и колдуны во время камлания нередко запирали «нечистую силу» внутри глиняных горшков, замазав их глиной или закрыв другим сосудом, после чего емкость с вредоносными духами закапывалась в землю.

Начиная с древнейших времен существовали целые культуры, в которых покойников перед закапыванием в землю помещали в глиняные сосуды. В земледельческих цивилизациях Востока такие обряды были распространены от Палестины до Японии. По археологическим данным зафиксированы также случаи, когда усопший находился внутри двух кувшинов, совмещенных устьями.

Также на сайте:



Процесс восстановления

В основном этот процесс обработки глазурей заключается в том, что окиси металлов, введенные в глазурь для окраски ее, теряют свой кислород (полностью или частично) и получают вид мельчайших частиц металла, вплавленных в стекло. Введение этих окислов возможно также и не при приготовлении глазурей, а в виде паров, оседающих на поверхности глазури, где они и восстанавливаются.



Техника раку

Западный мир относительно недавно познакомился с техникой раку, зародившейся в Японии. Получаемый декоративный эффект и своеобразие самого производственного процесса, при котором изделие в раскаленном виде вынимается из печи, существенно отличают эту технику от классического способа производства керамики.

Техника раку, что буквально означает наслаждение, радость жизни, зародилась под влиянием духовного учения дзэн, которое учит замечать скрытую гармонию в малых вещах и находить красоту в простоте и естественности форм.