Керамика 19-20 веков



XIX век характеризуется бурным развитием техники и переходом к промышленному производству изделий, в том числе и керамических, что приводило к их обезличиванию. С протестом против засилья массовой продукции выступило «Движение Искусства и ремесла», зародившееся в Англии и призывавшее к переоценке значения ремесленного труда, к отказу от копирования стилей предыдущих эпох и созданию оригинальных произведений.

XX век. В первой половине века придается новый импульс развитию так называемого искусства «малых форм» и многие керамисты экспериментируют с каменной массой, фаянсом и фарфором, создавая выразительные по форме изделия со скупым декором или вовсе без него.

Это был период, когда в искусстве громко заявил о себе стиль ар нуво, предложивший новую концепцию взаимоотношения между искусством «малых форм» и архитектурой. Например, в Барселоне Антонио Гауди использовал традиционную керамику для художественного выражения своего замысла, применив битый керамический черепок для облицовки своих архитектурных шедевров.

Многие европейские художники черпали вдохновение для своего творчества в народной керамике. Сегодня их работы достойно представлены в музеях. Отдельную нишу занимает керамика Пабло Пикассо, создавшего как оригинальные керамические предметы своеобразной формы, так и использовавшего для декорирования готовые изделия.

Другие художники, такие как Анри Матисс, Хуан Миро, Марк Шагал или Альберто Джакометти, тоже работали с глиной, моделируя ее форму и цвет и воплощая в предметах из керамики стилистические особенности своего стиля.

Во второй половине XX века, благодаря промышленному производству и совершенствованию технологии, керамическая продукция заметно расширила свой рынок и наконец завоевала особое место в декоративно-прикладном искусстве.

Также на сайте:



Ручная лепка и формовка

Ручная выделка сосудов не только предшествовала формовке на гончарном круге, но и продолжала развиваться параллельно с ней. В наше время не перевелись еще мастера, которые продолжают изготовлять уникальную посуду дедовским способом. Причем вылепленные вручную сосуды имеют порой настолько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, сработанных на гончарном круге.



Чернолощеная керамика

Большой популярностью в России пользовалась чернолощеная керамика, которая появилась еще несколько столетий назад. Технология ее изготовления состояла из нескольких этапов. Вначале вылепленный и слегка подсушенный сосуд подвергали лощению, т. е, полировке, при помощи гальки или кости.

После того как внешняя поверхность приобретала блеск, ее орнаментировали. Затем сосуд просушивали полностью и обжигали.