Керамика 19-20 веков



XIX век характеризуется бурным развитием техники и переходом к промышленному производству изделий, в том числе и керамических, что приводило к их обезличиванию. С протестом против засилья массовой продукции выступило «Движение Искусства и ремесла», зародившееся в Англии и призывавшее к переоценке значения ремесленного труда, к отказу от копирования стилей предыдущих эпох и созданию оригинальных произведений.

XX век. В первой половине века придается новый импульс развитию так называемого искусства «малых форм» и многие керамисты экспериментируют с каменной массой, фаянсом и фарфором, создавая выразительные по форме изделия со скупым декором или вовсе без него.

Это был период, когда в искусстве громко заявил о себе стиль ар нуво, предложивший новую концепцию взаимоотношения между искусством «малых форм» и архитектурой. Например, в Барселоне Антонио Гауди использовал традиционную керамику для художественного выражения своего замысла, применив битый керамический черепок для облицовки своих архитектурных шедевров.

Многие европейские художники черпали вдохновение для своего творчества в народной керамике. Сегодня их работы достойно представлены в музеях. Отдельную нишу занимает керамика Пабло Пикассо, создавшего как оригинальные керамические предметы своеобразной формы, так и использовавшего для декорирования готовые изделия.

Другие художники, такие как Анри Матисс, Хуан Миро, Марк Шагал или Альберто Джакометти, тоже работали с глиной, моделируя ее форму и цвет и воплощая в предметах из керамики стилистические особенности своего стиля.

Во второй половине XX века, благодаря промышленному производству и совершенствованию технологии, керамическая продукция заметно расширила свой рынок и наконец завоевала особое место в декоративно-прикладном искусстве.

Также на сайте:



Тиснение

Все существующие способы декоративной отделки изделий из глины разделяются на два основных вида — рельефное и гладкое декорирование. Рельефное декорирование включает в себя резьбу, гравировку, тиснение, лепное узорочье. К гладкому декорированию относят лощение и морение (чернение), ангобирование, роспись. Изделия подвергают декоративной отделке или до обжига, или после него.



Гладкие изразцы

В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы. Инициатива изготовления их принадлежала Петербургу. Петр I, начиная строить заложенный им в 1703 году город, принимает личное участие в организации производства печных изразцов нового типа. Дельфтская расписная керамика, с которой он познакомился во время своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым требованиям, заменить древние многоцветные изразцы.