Керамика 19-20 веков



XIX век характеризуется бурным развитием техники и переходом к промышленному производству изделий, в том числе и керамических, что приводило к их обезличиванию. С протестом против засилья массовой продукции выступило «Движение Искусства и ремесла», зародившееся в Англии и призывавшее к переоценке значения ремесленного труда, к отказу от копирования стилей предыдущих эпох и созданию оригинальных произведений.

XX век. В первой половине века придается новый импульс развитию так называемого искусства «малых форм» и многие керамисты экспериментируют с каменной массой, фаянсом и фарфором, создавая выразительные по форме изделия со скупым декором или вовсе без него.

Это был период, когда в искусстве громко заявил о себе стиль ар нуво, предложивший новую концепцию взаимоотношения между искусством «малых форм» и архитектурой. Например, в Барселоне Антонио Гауди использовал традиционную керамику для художественного выражения своего замысла, применив битый керамический черепок для облицовки своих архитектурных шедевров.

Многие европейские художники черпали вдохновение для своего творчества в народной керамике. Сегодня их работы достойно представлены в музеях. Отдельную нишу занимает керамика Пабло Пикассо, создавшего как оригинальные керамические предметы своеобразной формы, так и использовавшего для декорирования готовые изделия.

Другие художники, такие как Анри Матисс, Хуан Миро, Марк Шагал или Альберто Джакометти, тоже работали с глиной, моделируя ее форму и цвет и воплощая в предметах из керамики стилистические особенности своего стиля.

Во второй половине XX века, благодаря промышленному производству и совершенствованию технологии, керамическая продукция заметно расширила свой рынок и наконец завоевала особое место в декоративно-прикладном искусстве.

Также на сайте:



Сушка керамики

Процесс сушки требует особого внимания: если сушка проводится неправильно, увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется. Испарение воды происходит сначала с поверхности изделия, а затем внутри глиняной массы. Чтобы не создавалось напряжение и не образовывались трещины, необходимо следить за тем, чтобы процесс протекал постепенно и равномерно.

Сушка проводится в подходящей среде и на ровной поверхности, которые должны соответствовать следующим ее этапам:



Способ отмучивания

Значительно более однородная шихта получается при совместном отмучивания всех ее составных частей. K тому же при отмучивании из глины удаляются крупные частицы песка, известняка, молотого боя, пирита и другие вредные примеси. Поэтому глину часто отмучивают и к тех случаях, когда нужно только удалить из нее вредные примеси.

Самая простая установка для отмучивания состоит из бочонка 1 и отстойника. Отстойник представляет собой деревянный ящик, обычные размеры которого: длина 3, ширина 2 и высота 0,4 м. Над отстойником укреплен столик для сита, через которое, процеживают глиняную муть.