Кастовость гончаров
Ранние пласты мифологии человечества нашли свое отражение в Библии. Согласно одному из вариантов происхождения человека бог создал Адама из «праха земното» и «дыхания жизни». Сосуд часто ассоциировался с частями человеческого тела. Именно этим объясняются многие термины, обозначающие его отдельные части: «горло», «ручка», «шейка», «тулово».
Многим керамическим сосудам, как уже упоминалось, придавались антропоморфные или зооморфные черты. Гончарное дело у большинства народов на протяжении тысячелетий вызывало особые эмоции, так как считалось связанным с божественной силой или откровением.
Во многих древних и архаических, доживших до современности, обществах гончары (горшечники) образовывали особые группы (кланы, касты и т. д.). Нередко члены таких групп выполняли жреческие функции.
В качестве примера можно привести касты гончаров в Индии и на Цейлоне, которые изготавливали из глины специальные изделия, предназначавшиеся для различных ритуалов, в том числе свадебных.
Изготовлением ритуальных глиняных статуэток («ханива»), изображающих людей, животных, утварь, занималась каста «ханибэ» в Древней Японии. Такие статуэтки чаще всего выставлялись рядом с погребальными сооружениями.
С другой стороны, у некоторых народов гончарам (как людям, связанным с огнем) приписывалась связь с преисподней, нечистой силой, миром мертвых. Как и кузнецы, гончары нередко считались колдунами. Например, в целой серии русских и украинских сказок черт нанимается в помощники к гончару или кузнецу.
Считалось, что представители этих профессий обладали особыми, скрытыми от рядовых людей, знаниями, которые могли быть получены лишь от сверхъестественных (положительных или отрицательных) сил.
Во многих странах Азии и Африки до сих пор в традиционных обществах считается, что горшечники обладают особыми способностями. Объясняется такое отношение соплеменников тем, что в их глазах гончары повторяют акт божественного творения. Правда, в отличие от бога мастер не может вдохнуть в свои творения душу.
Специалисты, изучающие обряды и верования древних и традиционных народов, практически единодушны в том, что первоначально гончарным ремеслом занимались в основном женщины, которые часто выполняли также функции жриц — хранительниц домашнего или родового очага. Они передавали свое мастерство, в том числе и культовое, по наследству. Горшечницы у многих народов наделялись магической силой и обладали даром предвидения.
Лишь позднее, когда керамические сосуды стали производить на заказ, среди гончаров появились также мужчины, которые в некоторых регионах впоследствии даже вытеснили женщин.
Также на сайте:
Техника ангобаПроисхождение ангоба теряется в древнейшей истории, когда первобытный человек заметил, что в природе встречаются глины различного цвета, которые можно использовать для украшения сосудов, блюд и скульптур. состоит в покрытии поверхности еще сырого (необожженного) изделия слоями жидкой разноцветной глины. Благодаря этой технике изделия приобретают матовую и шероховатую по сравнению с эмалью поверхность. Выберите рисунок для переноса при помощи кальки на поверхность изделия, используя метод распыления или маску. |
Снижение температуры плавленияСурик свинцовый и свинцовый глет значительно понижают температуру плавления глазури и способствуют получению особо ярких цветов. Сурик - порошок яркого оранжево-красного цвета, а глет - серо-зеленого. Когда не представляется возможным приобрести сурик или глет нефальсифицированный, можно наладить приготовление их в самом производстве, для чего используется различный лом свинца. |