Кастовость гончаров



Ранние пласты мифологии человечества нашли свое отражение в Библии. Согласно одному из вариантов происхождения человека бог создал Адама из «праха земното» и «дыхания жизни». Сосуд часто ассоциировался с частями человеческого тела. Именно этим объясняются многие термины, обозначающие его отдельные части: «горло», «ручка», «шейка», «тулово».

Многим керамическим сосудам, как уже упоминалось, придавались антропоморфные или зооморфные черты. Гончарное дело у большинства народов на протяжении тысячелетий вызывало особые эмоции, так как считалось связанным с божественной силой или откровением.

Во многих древних и архаических, доживших до современности, обществах гончары (горшечники) образовывали особые группы (кланы, касты и т. д.). Нередко члены таких групп выполняли жреческие функции.

В качестве примера можно привести касты гончаров в Индии и на Цейлоне, которые изготавливали из глины специальные изделия, предназначавшиеся для различных ритуалов, в том числе свадебных.

Изготовлением ритуальных глиняных статуэток («ханива»), изображающих людей, животных, утварь, занималась каста «ханибэ» в Древней Японии. Такие статуэтки чаще всего выставлялись рядом с погребальными сооружениями.

С другой стороны, у некоторых народов гончарам (как людям, связанным с огнем) приписывалась связь с преисподней, нечистой силой, миром мертвых. Как и кузнецы, гончары нередко считались колдунами. Например, в целой серии русских и украинских сказок черт нанимается в помощники к гончару или кузнецу.

Считалось, что представители этих профессий обладали особыми, скрытыми от рядовых людей, знаниями, которые могли быть получены лишь от сверхъестественных (положительных или отрицательных) сил.

Во многих странах Азии и Африки до сих пор в традиционных обществах считается, что горшечники обладают особыми способностями. Объясняется такое отношение соплеменников тем, что в их глазах гончары повторяют акт божественного творения. Правда, в отличие от бога мастер не может вдохнуть в свои творения душу.

Специалисты, изучающие обряды и верования древних и традиционных народов, практически единодушны в том, что первоначально гончарным ремеслом занимались в основном женщины, которые часто выполняли также функции жриц — хранительниц домашнего или родового очага. Они передавали свое мастерство, в том числе и культовое, по наследству. Горшечницы у многих народов наделялись магической силой и обладали даром предвидения.

Лишь позднее, когда керамические сосуды стали производить на заказ, среди гончаров появились также мужчины, которые в некоторых регионах впоследствии даже вытеснили женщин.

Также на сайте:



Третий обжиг

Декорирование производится по уже обожженному глазурованному покрытию. Краски расплавляются при последующем обжиге, который осуществляется при более низкой температуре. Таким образом, речь идет о декорировании при «малом огне». Эта техника распространилась в XVIII веке, когда начался поиск более разнообразной гаммы красок, так как при обжиге с высокой температурой многие оксиды разлагаются и исчезают.

Этот способ сложился под влиянием китайского фарфора. Техника третьего обжига применяется при декорировании как терракоты, так и при работе с фарфором.



Сушка керамики

Процесс сушки требует особого внимания: если сушка проводится неправильно, увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется. Испарение воды происходит сначала с поверхности изделия, а затем внутри глиняной массы. Чтобы не создавалось напряжение и не образовывались трещины, необходимо следить за тем, чтобы процесс протекал постепенно и равномерно.

Сушка проводится в подходящей среде и на ровной поверхности, которые должны соответствовать следующим ее этапам: