Изучение древней керамики



Работу специалистов, занимающихся изучением древней и средневековой керамики, нередко сравнивают с работой эксперта-криминалиста. Глиняные сосуды, привезенные из одного региона в другой, или подражание «чужим» образцам нередко являются единственными свидетельствами экономических контактов, связей и культурных взаимовлияний между разными местностями, областями, странами и континентами.

По целому ряду признаков и мельчайших деталей, которые человек столетия и тысячелетия назад запечатлел на глиняных сосудах, восстанавливаются приемы, техники и способы работы древних гончаров. В основе исследовательской работы многих ученых лежит стремление реконструировать, понять и объяснить события и явления прошлого человечества.

Ценность керамики как источника информации состоит в большом количестве входящих в нее компонентов, количестве и разнообразии процедур, необходимых для создания гончарных изделий. Современная наука изучает древние гончарные изделия с разных сторон: технологической, морфологической (с точки зрения формы), орнаментальной, эстетической.

У каждого племени и народности со временем формировались свои технологические гончарные традиции, которые обусловливались наличием в окрестностях тех или иных видов глин и отощителей.

Между родами и племенами совершались браки, торговые и обменные операции. Многие народы в силу разных причин (ухудшения климата, истощения природных ресурсов, войны и нападения более сильных соседей и др.) совершали переселения, иногда на очень значительные расстояния. В результате происходило смешивание этнических и культурных традиций, которые нашли отражение, в том числе, и в изменении технологий гончарного производства.

Перемещение в другую местность приводило к изменению источников сырья — глины, которая составляет основу керамического теста. В результате изменяются его рецепты, а затем и характер обработки поверхности. Нередко пришлые гончары были вынуждены перенимать опыт аборигенного населения.

На смену технологических традиций уходило довольно много времени, как минимум несколько лет. Еще больше времени требовалось на перерождение способов формовки сосудов и их орнаментации, так как эти показатели наиболее консервативны. Нередко процесс обмена опытом приводил к появлению новых технологий.

Также на сайте:



Пластичность глины

Если глину замесить с водой, то получается глиняное тесто, которому можно легко придать желаемую форму. Эта форма сохраняется при сушке глиняной массы и окончательно закрепляется при ее обжиге, т. е. нагреве до высокой температуры. Под действием высокой температуры глиняная масса, как указано выше, превращается в прочный черепок.



Глазури с золотом

Исходным материалом может служить хлористое золото в стеклянных ампулах, употребляемое, для фотографии. Из него приготовляется «кассиев пурпур». Получается он так: 1 г хлористого золота растворяют в 20—25 л остуженной кипяченой воды. В раствор хлористого золота приливают раствор хлористого олова, после чего раствор делается коричнево-красного цвета и на дно начинает садиться осадок.