Изучение древней керамики



Работу специалистов, занимающихся изучением древней и средневековой керамики, нередко сравнивают с работой эксперта-криминалиста. Глиняные сосуды, привезенные из одного региона в другой, или подражание «чужим» образцам нередко являются единственными свидетельствами экономических контактов, связей и культурных взаимовлияний между разными местностями, областями, странами и континентами.

По целому ряду признаков и мельчайших деталей, которые человек столетия и тысячелетия назад запечатлел на глиняных сосудах, восстанавливаются приемы, техники и способы работы древних гончаров. В основе исследовательской работы многих ученых лежит стремление реконструировать, понять и объяснить события и явления прошлого человечества.

Ценность керамики как источника информации состоит в большом количестве входящих в нее компонентов, количестве и разнообразии процедур, необходимых для создания гончарных изделий. Современная наука изучает древние гончарные изделия с разных сторон: технологической, морфологической (с точки зрения формы), орнаментальной, эстетической.

У каждого племени и народности со временем формировались свои технологические гончарные традиции, которые обусловливались наличием в окрестностях тех или иных видов глин и отощителей.

Между родами и племенами совершались браки, торговые и обменные операции. Многие народы в силу разных причин (ухудшения климата, истощения природных ресурсов, войны и нападения более сильных соседей и др.) совершали переселения, иногда на очень значительные расстояния. В результате происходило смешивание этнических и культурных традиций, которые нашли отражение, в том числе, и в изменении технологий гончарного производства.

Перемещение в другую местность приводило к изменению источников сырья — глины, которая составляет основу керамического теста. В результате изменяются его рецепты, а затем и характер обработки поверхности. Нередко пришлые гончары были вынуждены перенимать опыт аборигенного населения.

На смену технологических традиций уходило довольно много времени, как минимум несколько лет. Еще больше времени требовалось на перерождение способов формовки сосудов и их орнаментации, так как эти показатели наиболее консервативны. Нередко процесс обмена опытом приводил к появлению новых технологий.

Также на сайте:



Основные классы керамики

Керамика включает в себя несколько основных технологических видов, которые можно разделить по составу глиняного теста на 2 больших класса. Первый — тонкая, с однородной мелкозернистой структурой, второй — так называемая «грубая» керамика, с относительно неоднородной крупнозернистой структурой.

К первому классу относятся различные по составу глиняной массы, температурным режимам обжига, приемам художественного оформления группы изделий: терракота, майолика, шамот, фарфор, фаянс.



Красная глина

Красная глина в природных условиях имеет зеленовато-коричневую окраску, которой она обязана наличию оксида железа. В зависимости от характера и интенсивности обжига, температурного режима и т. п. эта глина может приобретать разную окраску — от красной до белесоватой. Природная красная глина обладает высокой эластичностью и довольно хорошо переносит высокие температуры до 1100°С.