Изучение древней керамики



Работу специалистов, занимающихся изучением древней и средневековой керамики, нередко сравнивают с работой эксперта-криминалиста. Глиняные сосуды, привезенные из одного региона в другой, или подражание «чужим» образцам нередко являются единственными свидетельствами экономических контактов, связей и культурных взаимовлияний между разными местностями, областями, странами и континентами.

По целому ряду признаков и мельчайших деталей, которые человек столетия и тысячелетия назад запечатлел на глиняных сосудах, восстанавливаются приемы, техники и способы работы древних гончаров. В основе исследовательской работы многих ученых лежит стремление реконструировать, понять и объяснить события и явления прошлого человечества.

Ценность керамики как источника информации состоит в большом количестве входящих в нее компонентов, количестве и разнообразии процедур, необходимых для создания гончарных изделий. Современная наука изучает древние гончарные изделия с разных сторон: технологической, морфологической (с точки зрения формы), орнаментальной, эстетической.

У каждого племени и народности со временем формировались свои технологические гончарные традиции, которые обусловливались наличием в окрестностях тех или иных видов глин и отощителей.

Между родами и племенами совершались браки, торговые и обменные операции. Многие народы в силу разных причин (ухудшения климата, истощения природных ресурсов, войны и нападения более сильных соседей и др.) совершали переселения, иногда на очень значительные расстояния. В результате происходило смешивание этнических и культурных традиций, которые нашли отражение, в том числе, и в изменении технологий гончарного производства.

Перемещение в другую местность приводило к изменению источников сырья — глины, которая составляет основу керамического теста. В результате изменяются его рецепты, а затем и характер обработки поверхности. Нередко пришлые гончары были вынуждены перенимать опыт аборигенного населения.

На смену технологических традиций уходило довольно много времени, как минимум несколько лет. Еще больше времени требовалось на перерождение способов формовки сосудов и их орнаментации, так как эти показатели наиболее консервативны. Нередко процесс обмена опытом приводил к появлению новых технологий.

Также на сайте:



История изразца

Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность. Во второй четверти XIII века смерч монголо-татарского нашествия обрушился на русский край. Разрушенные княжества, ослабленные усобицами города сопротивлялись яростно, но были смяты полчищами Батыя. Русский народ оказался под тяжким ярмом. Борьба длилась столетия.



Ручная лепка керамики

До приобретения необходимых навыков и умений, прежде чем садиться за гончарный круг, лучше всего попрактиковаться на ручной лепке керамических изделий. Начать можно с изготовления самых простых форм. Например, можно попробовать слепить и обжечь небольшой глиняный сосуд по древним рецептам. Одним из рецептов является лепка по шаблону. В качестве последнего можно использовать любой предмет.

Возьмите небольшой круглый предмет, например, яблоко или небольшой твердый шар, и положите его на слегка прижатый, небольшой кусок глины.