Гончары у славян



У ранних славян усопших сжигали на погребальных кострах, а остатки костей собирались и укладывались в глиняный сосуд, который нередко переворачивали вверх дном. Символика таких обрядов состояла в следующей идее: откуда человек пришел при рождении (из земли, глины), туда он и возвращается после смерти. Кроме того, многие древние сосуды имели округленное дно и своим вместилищем напоминали яйцо — символ источника рождения во многих мифологиях и религиях.

Так или иначе, отношение к гончарам и их ремеслу всегда было особенным, а работа и жизнь этих мастеров были окружены множеством предписаний, ритуалов, различных табу, связанных с многочисленными поверьями и мифами. Они также практически всегда имели особую ритуальную практику, причем правила и запреты распространялись, в том числе, и на ближайшее окружение.

Например, у славянских народов детям и посторонним людям не разрешалось садиться за гончарный круг, так как в этом случае можно было накликать нечистую силу. Считалось, что приезд горшечника в деревню оказывает влияние на количество свадеб, причем как положительное, так и отрицательное.

У некоторых народов считалось, что украденная у гончара и разбитая посуда способна вызвать дождь в засушливые годы. Тот же ритуал производился, если хотели быстрее выдать девушку замуж.

Работа гончара от момента добычи сырья до выхода готового изделия после обжига сопровождалась самыми разными обрядами. Например, в Индии гончар каждый день, перед тем как приступать к работе, лепил священное фаллическое изображение, которое вместе с гончарным кругом являлось символом бога Шивы.

Особо обставлялось изготовление посуды для ритуалов, выпечки хлеба, молока. Такой процесс проводился в строго определенное время года, месяца и даже суток, технология замеса глиняного теста отличалась от обычного. В некоторых случаях к ритуалу допускались определенные категории участников (например, только девушки или, напротив, пожилые женщины и старухи). Для некоторых из них существовали табу или запреты (в случае, если у них недавно умер кто-то из родственников, вскоре после родов, во время менструаций и т. п.).

Нередко на глиняную посуду наносились священные знаки. У славян на днище многих сосудов часто изображались крест или пятиконечная звезда, выполненные гравировкой или налепом. Таким образом сам сосуд предохранялся от разбивания, а его содержимое — от воздействия вредоносных сил.

Иногда после окончания дневного цикла работ мастера оставляли на гончарном кругу лепешку из сырой глины, на которой также рисовались различные магические символы. Чтобы избежать порчи и сглаза, гончары также часто использовали амулеты и обереги.

Также на сайте:



Лощение и томление

Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-либо гладким предметом — камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т. п.



Налепные украшения керамики

Украшение керамических изделий различными налепами имеет многотысячелетнюю историю. Техника его исполнения довольно проста. При лепке на влажное изделие вручную наносится рельефный декор из такой же глины.

Форма налепов может быть самой разной: в виде прямых, волнистых, зигзагообразных и прочих валиков, шишечек, конусов, фигурок людей и животных, растений и т. д. В некоторых случаях рельефные участки окрашивают в другие цвета, отличные от окраски поверхности керамики.