Гончары у славян



У ранних славян усопших сжигали на погребальных кострах, а остатки костей собирались и укладывались в глиняный сосуд, который нередко переворачивали вверх дном. Символика таких обрядов состояла в следующей идее: откуда человек пришел при рождении (из земли, глины), туда он и возвращается после смерти. Кроме того, многие древние сосуды имели округленное дно и своим вместилищем напоминали яйцо — символ источника рождения во многих мифологиях и религиях.

Так или иначе, отношение к гончарам и их ремеслу всегда было особенным, а работа и жизнь этих мастеров были окружены множеством предписаний, ритуалов, различных табу, связанных с многочисленными поверьями и мифами. Они также практически всегда имели особую ритуальную практику, причем правила и запреты распространялись, в том числе, и на ближайшее окружение.

Например, у славянских народов детям и посторонним людям не разрешалось садиться за гончарный круг, так как в этом случае можно было накликать нечистую силу. Считалось, что приезд горшечника в деревню оказывает влияние на количество свадеб, причем как положительное, так и отрицательное.

У некоторых народов считалось, что украденная у гончара и разбитая посуда способна вызвать дождь в засушливые годы. Тот же ритуал производился, если хотели быстрее выдать девушку замуж.

Работа гончара от момента добычи сырья до выхода готового изделия после обжига сопровождалась самыми разными обрядами. Например, в Индии гончар каждый день, перед тем как приступать к работе, лепил священное фаллическое изображение, которое вместе с гончарным кругом являлось символом бога Шивы.

Особо обставлялось изготовление посуды для ритуалов, выпечки хлеба, молока. Такой процесс проводился в строго определенное время года, месяца и даже суток, технология замеса глиняного теста отличалась от обычного. В некоторых случаях к ритуалу допускались определенные категории участников (например, только девушки или, напротив, пожилые женщины и старухи). Для некоторых из них существовали табу или запреты (в случае, если у них недавно умер кто-то из родственников, вскоре после родов, во время менструаций и т. п.).

Нередко на глиняную посуду наносились священные знаки. У славян на днище многих сосудов часто изображались крест или пятиконечная звезда, выполненные гравировкой или налепом. Таким образом сам сосуд предохранялся от разбивания, а его содержимое — от воздействия вредоносных сил.

Иногда после окончания дневного цикла работ мастера оставляли на гончарном кругу лепешку из сырой глины, на которой также рисовались различные магические символы. Чтобы избежать порчи и сглаза, гончары также часто использовали амулеты и обереги.

Также на сайте:



Приготовление глазурей

Глазури наносят на сырой или обожженный (утильный) черепок в сыром виде, фриттованными или плавлеными. Белые эмали употребляются только в плавленом виде. Наносить глазурь в сыром виде — это значит, все составные части глазури в виде тонких порошков перемешать, залить водой до густоты сливок и тем или другим способом покрыть ими черепок. Фриттование - это небольшое прокаливание глазурей примерно при температуре 600—700 градусов, когда глазурь приобретает губчатый вид и легко поддается размолу.



Выдержка в печи

Второй период обжига называют большим огнем. В этот период газы, выходящие из дымовой трубы, становятся почти прозрачными. Во второй период температуру в печи поднимают значительно быстрее, чем в первый. Если при досушке средний часовой подъем температуры составляет 30°, то при большом огне его можно довести до 130°. Температуру надо поднимать равномерно, без рывков.