Гончары у славян



У ранних славян усопших сжигали на погребальных кострах, а остатки костей собирались и укладывались в глиняный сосуд, который нередко переворачивали вверх дном. Символика таких обрядов состояла в следующей идее: откуда человек пришел при рождении (из земли, глины), туда он и возвращается после смерти. Кроме того, многие древние сосуды имели округленное дно и своим вместилищем напоминали яйцо — символ источника рождения во многих мифологиях и религиях.

Так или иначе, отношение к гончарам и их ремеслу всегда было особенным, а работа и жизнь этих мастеров были окружены множеством предписаний, ритуалов, различных табу, связанных с многочисленными поверьями и мифами. Они также практически всегда имели особую ритуальную практику, причем правила и запреты распространялись, в том числе, и на ближайшее окружение.

Например, у славянских народов детям и посторонним людям не разрешалось садиться за гончарный круг, так как в этом случае можно было накликать нечистую силу. Считалось, что приезд горшечника в деревню оказывает влияние на количество свадеб, причем как положительное, так и отрицательное.

У некоторых народов считалось, что украденная у гончара и разбитая посуда способна вызвать дождь в засушливые годы. Тот же ритуал производился, если хотели быстрее выдать девушку замуж.

Работа гончара от момента добычи сырья до выхода готового изделия после обжига сопровождалась самыми разными обрядами. Например, в Индии гончар каждый день, перед тем как приступать к работе, лепил священное фаллическое изображение, которое вместе с гончарным кругом являлось символом бога Шивы.

Особо обставлялось изготовление посуды для ритуалов, выпечки хлеба, молока. Такой процесс проводился в строго определенное время года, месяца и даже суток, технология замеса глиняного теста отличалась от обычного. В некоторых случаях к ритуалу допускались определенные категории участников (например, только девушки или, напротив, пожилые женщины и старухи). Для некоторых из них существовали табу или запреты (в случае, если у них недавно умер кто-то из родственников, вскоре после родов, во время менструаций и т. п.).

Нередко на глиняную посуду наносились священные знаки. У славян на днище многих сосудов часто изображались крест или пятиконечная звезда, выполненные гравировкой или налепом. Таким образом сам сосуд предохранялся от разбивания, а его содержимое — от воздействия вредоносных сил.

Иногда после окончания дневного цикла работ мастера оставляли на гончарном кругу лепешку из сырой глины, на которой также рисовались различные магические символы. Чтобы избежать порчи и сглаза, гончары также часто использовали амулеты и обереги.

Также на сайте:



Краснофигурная роспись

Краснофигурная росписьГреческие вазописцы при создании орнаментов, декорировании керамических изделий применяли самые разнообразные краски. В ходу были белая, пурпурная и красно-бурая минеральные краски. Широко использовались и краски с меньшей прочностью, в настоящее время они имеют название акварель.

Применялась голубая, розовая, красная, серая, желтая акварель. Использовалась при росписи ваз более позднего периода и глина желтовато-коричневых оттенков, иногда наносившаяся высоким рельефом. Применяли ее в основном при нанесении орнаментов, различных надписей, изображении предметов обихода, оружия и отдельных, небольших деталей.



Маточный капп

Модели, имеющие форму тел вращения, изготовляются на обычных гончарные кругах, остальные модели приходится изготовлять вручную. Модели делают из гипса с помощью клюшек, пилы, ножа, цикли. Готовую модель надо высушить и покрыть специальной смазкой, состоящей из 15% мыла, 13% гарного масла и 72% воды.

Затем нужно изготовить так называемый маточный капп, который является моделью самой гипсовой формы. Для изготовления каппа модель помещают на горизонтальную площадку внутри металлической обичайки (круга) и в таком положении заливают гипсом.