Керамическая летопись



Современная керамика

В современном искусстве все ярче проявляется общее для всех художников стремление к разнообразию используемых материалов.

Керамисты в своей работе ориентируются как на традиции, так и на новые концепции, используя все средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческой идеи в жизнь. Так, многие мастера при декорировании керамических изделий экспериментируют с такими материалами, как стекло, металл, пластмасса, а иногда даже обращаются к иным видам искусства, например к фотографии.



Керамика 19-20 веков

XIX век характеризуется бурным развитием техники и переходом к промышленному производству изделий, в том числе и керамических, что приводило к их обезличиванию. С протестом против засилья массовой продукции выступило «Движение Искусства и ремесла», зародившееся в Англии и призывавшее к переоценке значения ремесленного труда, к отказу от копирования стилей предыдущих эпох и созданию оригинальных произведений.



Керамика Нового времени

С 1300 по 1600г. Это период географических открытий и оживления торговых отношений.
Китай. Китайские купцы привозили из Персии для росписи фарфора кобальт. Были открыты и стали использоваться другие минералы для изготовления прекрасных многоцветных керамических изделий.

Европа. Путешествия Марко Поло оказали большое влияние на европейскую культуру. Благодаря знакомству с китайским фарфором местные мастера стремились разгадать «китайский секрет», но до получения настоящего фарфора было еще далеко.



Античная керамика

История керамики начинается с незапамятных времен и непосредственно связана с историей человека. Первые глиняные сосуды появились в эпоху неолита, когда кочевники перешли к оседлому образу жизни и им понадобились предметы обихода для длительного хранения продуктов. Со временем люди научились обжигать глиняную посуду на огне, что сделало ее прочной и водонепроницаемой. К этому же времени относятся и первые свидетельства об украшении глиняных сосудов.



Гончары у славян

У ранних славян усопших сжигали на погребальных кострах, а остатки костей собирались и укладывались в глиняный сосуд, который нередко переворачивали вверх дном. Символика таких обрядов состояла в следующей идее: откуда человек пришел при рождении (из земли, глины), туда он и возвращается после смерти. Кроме того, многие древние сосуды имели округленное дно и своим вместилищем напоминали яйцо — символ источника рождения во многих мифологиях и религиях.



Культовая символика гончарства

Работа горшечника, производящего водонепроницаемую и огнеупорную посуду, приравнивалась к труду кузнеца. Некоторые северные племена считали, что корень (происхождение) гончарства древнее корня кузнечества. Поэтому у них кузнецы и шаманы называли мастериц-горшечниц старшими сестрами. А поскольку гончарство было изобретено богиней земли, люди, которые им занимались, находились под ее защитой.



Кастовость гончаров

Ранние пласты мифологии человечества нашли свое отражение в Библии. Согласно одному из вариантов происхождения человека бог создал Адама из «праха земното» и «дыхания жизни». Сосуд часто ассоциировался с частями человеческого тела. Именно этим объясняются многие термины, обозначающие его отдельные части: «горло», «ручка», «шейка», «тулово».

Многим керамическим сосудам, как уже упоминалось, придавались антропоморфные или зооморфные черты. Гончарное дело у большинства народов на протяжении тысячелетий вызывало особые эмоции, так как считалось связанным с божественной силой или откровением.

Также на сайте:



Классификация глин

Классификация глинВ последние годы в специальной литературе появилась несколько измененная классификация глин по признаку пластичности. В ней выделяются связующие глины, пластичные, непластичные и тощие.

Самыми высокими показателями обладают связующие глины, которые сохраняют способность образования пластичного теста даже при добавлении больше 50% непластичных компонентов. У пластичных глин этот показатель составляет до 50%. Тощие глины теряют пластические качества в случае, когда примеси превышают 20%.



Штамповка

Этот способ заключается в нанесении и прессовании слоя глины в пластическом состоянии на внутреннюю стенку штампа, форму которого она принимает.

1-й способ. Он самый простой и заключается в воспроизведении предметов небольшого размера путем прессования внутри штампа небольших шариков или жгутов из глины. Жгуты могут создать декоративные эффекты на внешней поверхности слепка.

Прижимайте глину к штампу, разравнивая ее слой и стараясь избежать воздушных пузырьков или пустот внутри слоя.

RSS-материал