Керамическая летопись



Современная керамика

В современном искусстве все ярче проявляется общее для всех художников стремление к разнообразию используемых материалов.

Керамисты в своей работе ориентируются как на традиции, так и на новые концепции, используя все средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческой идеи в жизнь. Так, многие мастера при декорировании керамических изделий экспериментируют с такими материалами, как стекло, металл, пластмасса, а иногда даже обращаются к иным видам искусства, например к фотографии.



Керамика 19-20 веков

XIX век характеризуется бурным развитием техники и переходом к промышленному производству изделий, в том числе и керамических, что приводило к их обезличиванию. С протестом против засилья массовой продукции выступило «Движение Искусства и ремесла», зародившееся в Англии и призывавшее к переоценке значения ремесленного труда, к отказу от копирования стилей предыдущих эпох и созданию оригинальных произведений.



Керамика Нового времени

С 1300 по 1600г. Это период географических открытий и оживления торговых отношений.
Китай. Китайские купцы привозили из Персии для росписи фарфора кобальт. Были открыты и стали использоваться другие минералы для изготовления прекрасных многоцветных керамических изделий.

Европа. Путешествия Марко Поло оказали большое влияние на европейскую культуру. Благодаря знакомству с китайским фарфором местные мастера стремились разгадать «китайский секрет», но до получения настоящего фарфора было еще далеко.



Античная керамика

История керамики начинается с незапамятных времен и непосредственно связана с историей человека. Первые глиняные сосуды появились в эпоху неолита, когда кочевники перешли к оседлому образу жизни и им понадобились предметы обихода для длительного хранения продуктов. Со временем люди научились обжигать глиняную посуду на огне, что сделало ее прочной и водонепроницаемой. К этому же времени относятся и первые свидетельства об украшении глиняных сосудов.



Гончары у славян

У ранних славян усопших сжигали на погребальных кострах, а остатки костей собирались и укладывались в глиняный сосуд, который нередко переворачивали вверх дном. Символика таких обрядов состояла в следующей идее: откуда человек пришел при рождении (из земли, глины), туда он и возвращается после смерти. Кроме того, многие древние сосуды имели округленное дно и своим вместилищем напоминали яйцо — символ источника рождения во многих мифологиях и религиях.



Культовая символика гончарства

Работа горшечника, производящего водонепроницаемую и огнеупорную посуду, приравнивалась к труду кузнеца. Некоторые северные племена считали, что корень (происхождение) гончарства древнее корня кузнечества. Поэтому у них кузнецы и шаманы называли мастериц-горшечниц старшими сестрами. А поскольку гончарство было изобретено богиней земли, люди, которые им занимались, находились под ее защитой.



Кастовость гончаров

Ранние пласты мифологии человечества нашли свое отражение в Библии. Согласно одному из вариантов происхождения человека бог создал Адама из «праха земното» и «дыхания жизни». Сосуд часто ассоциировался с частями человеческого тела. Именно этим объясняются многие термины, обозначающие его отдельные части: «горло», «ручка», «шейка», «тулово».

Многим керамическим сосудам, как уже упоминалось, придавались антропоморфные или зооморфные черты. Гончарное дело у большинства народов на протяжении тысячелетий вызывало особые эмоции, так как считалось связанным с божественной силой или откровением.

Также на сайте:



Майолика

Прежде чем говорить о значении, производства глиняных изделий с цветными глазурями и эмалями, необходимо определить, что такое майолика. Майолика — изделия, изготовляемые из простых глин и покрытые непрозрачными белыми или цветными глазурями (эмалями). С расширением техники керамики к майолике стали относить и другие виды изделий, а именно:

- изделия с белым черепком, покрытым цветными глазурями, такие изделия называются майолика;
- изделия с цветным черепком, покрытым глиной другого цвета, и политые прозрачными белыми или цветными глазурями - мецца-майолика;



Контроль температуры в печи

Еще большее значение при обжиге изделий имеет наблюдение за изменением температуры в печи. При обжиге гончарных изделий особенно важно наблюдение за изменением температуры в период, когда глина превращается в черепок. Опытные мастера обычно определяют температуру в этот период по цветам каления. Чтобы избежать порчи зрения, рекомендуется смотреть на огонь через закопченное стекло.

Определение температуры по цветам каления даже при большой опытности мастера не может быть достаточно точным. Гораздо более точные результаты получаются при измерении температуры с помощью специальных приборов.

RSS-материал