Происхождение гончарства



Происхождение гончарстваПервое научное предположение о происхождении гончарства впервые появилась в XVIII в. Ее выдвинул парижский аббат Ив Гокэ, увлекавшийся историей и археологией. Изучая письменные и этнографические материалы о древних ремеслах, он пришел к выводу о том, что прообразом гончарных сосудов стала посуда, сплетенная из лыка и веток и обмазанная для прочности и водостойкости глиной.

Когда такие сосуды попадали в огонь, его деревянные части сгорали, а глина приобретала особую прочность. Заметив это, люди постепенно начали лепить свои изделия, используя только глину, без плетения каркаса из веток или лыка.

Эта гипотеза происхождения гончарства, которая получила название «корзиночной», долгое время была основной. Этому способствовали многочисленные примеры из жизни «примитивных» народов Африки, Азии, Южной Америки.

Однако впоследствии эта теория подверглась критике со стороны некоторых ученых. В ходе специальных экспериментов было доказано, что плетеный сосуд, обмазанный глиной, при обжиге часто растрескивался, в результате чего получался не гончарный сосуд, а кучка обожженной глины. Кроме того, на самой древней керамике, найденной в разных уголках земного шара, не обнаружено сосудов с отпечатками плетеных корзин.

Известный российский ученый, исследователь технологии производства древней керамики, А. А. Бобринский, выдвинул другую гипотезу, согласно которой первым пластическим сырьем для изготовления емкостей послужила не глина, а природные материалы органического происхождения, такие как навоз животных, птичий помет, в которые глина добавлялась в небольшом количестве как связующая примесь.

Такие сосуды, предназначенные для хранения или переноса продуктов, не обжигались, а лишь высушивались. Постепенно доля глинистых материалов в формовочных массах увеличивалась и со временем стала основным сырьем.

Одновременно осваивалась технология обжига, вначале низкотемпературного (до 450 °С), а затем с применением более высоких температур (до 850 °С).

Долгое время гончарные сосуды имитировали кожаные, деревянные и плетеные корзины, мешки, выдолбленные плоды различных растений (например, тыквы).

Однако уже к концу эпохи неолита во многих странах гончары освоили производство не только грубой низкосортной керамики, но и изящной тонкостенной расписной (так называемой «парадной») посуды.

Существовании керамических изделий в те далекие времена подтверждают находки, сделанные во время археологических раскопок. Долгое время существовала только ручная лепка сосудов на обычных подставках. Однако уже в III-IV тысячелетии до нашей эры во многих регионах, особенно в Передней Азии, появляется гончарный круг. К этому времени египетские мастера открыли секрет изготовления глазурованных цветных изделий, ассирийцы освоили производство изразцов с рельефом и цветного глазурованного кирпича.

Также на сайте:



Техника раку

Западный мир относительно недавно познакомился с техникой раку, зародившейся в Японии. Получаемый декоративный эффект и своеобразие самого производственного процесса, при котором изделие в раскаленном виде вынимается из печи, существенно отличают эту технику от классического способа производства керамики.

Техника раку, что буквально означает наслаждение, радость жизни, зародилась под влиянием духовного учения дзэн, которое учит замечать скрытую гармонию в малых вещах и находить красоту в простоте и естественности форм.



Гладкие изразцы

В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы. Инициатива изготовления их принадлежала Петербургу. Петр I, начиная строить заложенный им в 1703 году город, принимает личное участие в организации производства печных изразцов нового типа. Дельфтская расписная керамика, с которой он познакомился во время своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым требованиям, заменить древние многоцветные изразцы.