Художественная пластика
Особой сферой гончарного искусства и одновременно специфической чертой раннеземледельческих и скотоводческих культур эпохи неолита и энеолита является широкое распространение мелкой художественной пластики, которая отражает различные верования и культы. Пластика эта чрезвычайно разнообразна: антропоморфные и зооморфные статуэтки, модели жилищ и утвари, алтари, амулеты, печати и др.
Антропоморфная и зооморфная пластика по характеру исполнения делится на две части: наспех вылепленные и необожженные или обожженные частично и тщательно сделанные фигурки из терракоты с нанесенными краской или различными налепными деталями. Первые представляют собой объекты одноразового использования, вторые явно были рассчитаны на долгую службу.
Среди тщательно выполненных фигурок многоразового употребления подавляющее большинство изображают женщину-мать. Детали могли изображать ожерелья (на шее) и браслеты (на лодыжках), но чаще всего на фигурки наносились прочерченные, нарисованные или налепленные детали, подчеркивающие идею женского плодородия, которое олицетворялось с плодородием природы в целом.
На прямую связь воспроизводимого в терракоте персонажа с идеей плодородия полей, повседневными нуждами и запросами земледельцев указывает технологическая особенность изготовления статуэток: тесто фигурок либо замешивалось на муке, либо в него добавлялись зерна злаковых растений.
На некоторых статуэтках убайдской культуры (Нижняя Месопотамия, 4 тыс. до н. э.) на плечах или глазах имеются налепы-прорези, в которые, как удалось установить ученым, вставлялись зерна кунжута или финиковые косточки.
Кроме изображений людей, во всех регионах ранних земледельческих и скотоводческих культур широкое распространение получили также глиняные изображения животных, которые нередко вылеплены с большим тщанием и покрыты росписью. Среди них преобладают изображения различных домашних животных: быка, барана, козла, свиньи, собаки. Встречаются и дикие животные (кабан, сайгак, олень, лось, барс), а также птицы (в основном утки и орлы). Лепные головки животных иногда украшали сосуды.
Помимо антропоморфной и зооморфной скульптур, пластика древних земледельцев и скотоводов представлена, как уже упоминалось, большим количеством форм: моделями жилищ, колесниц, кибиток, алтарей, повозок, пуговиц, погремушек, различных предметов, о назначении которых до сих пор спорят специалисты.
Одной из самых распространенных после посуды категорий находок являются разнообразные глиняные амулеты, которые служили оберегами. В повседневной жизни чаще всего использовались простые глиняные амулеты: круглые, овальные, треугольные, ромбовидные, звездчатые пластины с одним или несколькими отверстиями.
Разнообразные по форме и орнаментации амулеты, безусловно, имели разное назначение. Глиняные детские погремушки-обереги предназначались для защиты малышей от болезней, порчи и всяческого зла.
Интересны трипольские модели креслиц, связанные с культом плодородия. Весьма разнообразны и формы алтарей. Самыми интересными среди них являются глиняные антропоморфные алтари, которые были обнаружены на памятниках Триполье-Кукутени. Особенно интересен алтарь, изображающий две одинаково смоделированные фигуры, восседающие на «рогатых» креслах. Их бока и рога, венчающие спинки кресел, соединены валиками. Плоское туловище обеих фигур с широкими плечевыми выступами завершено головой в виде чаши для возлияний с носиком-защипом на стенке.
Также на сайте:
Пробы глазурейДля взятия проб глазурей должны всегда иметься готовые плитки (сырые и обожженные) размером 18х18 см и 6х6 см. Плитки больших размеров разделяются на четыре равных квадрата. На первый квадрат наносится первая проба цветной глазури. На второй квадрат наносят ту же цветную глазурь, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Третий квадрат покрывают цветной эмалью (50% в эмали белой плюс 50% прозрачной глазури плюс краситель), а на четвертую плитку наносят эту же цветную эмаль, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Процентные отношения эмали и глазури можно изменять. |
Температура обжигаОбжиг майоликовых изделий довольно труден и является одним из важнейших процессов производства. В этой работе главное уметь определить температуру, не давать коптящего пламени и прекратить вовремя обжиг. Довольно успешно можно следить за обжигом глазурованных изделий по небольшим плиткам, на которые наносятся обжигаемые глазури. |