Художественная пластика



Художественная пластикаОсобой сферой гончарного искусства и одновременно специфической чертой раннеземледельческих и скотоводческих культур эпохи неолита и энеолита является широкое распространение мелкой художественной пластики, которая отражает различные верования и культы. Пластика эта чрезвычайно разнообразна: антропоморфные и зооморфные статуэтки, модели жилищ и утвари, алтари, амулеты, печати и др.

Антропоморфная и зооморфная пластика по характеру исполнения делится на две части: наспех вылепленные и необожженные или обожженные частично и тщательно сделанные фигурки из терракоты с нанесенными краской или различными налепными деталями. Первые представляют собой объекты одноразового использования, вторые явно были рассчитаны на долгую службу.

Антропоморфная пластика

Среди тщательно выполненных фигурок многоразового употребления подавляющее большинство изображают женщину-мать. Детали могли изображать ожерелья (на шее) и браслеты (на лодыжках), но чаще всего на фигурки наносились прочерченные, нарисованные или налепленные детали, подчеркивающие идею женского плодородия, которое олицетворялось с плодородием природы в целом.

На прямую связь воспроизводимого в терракоте персонажа с идеей плодородия полей, повседневными нуждами и запросами земледельцев указывает технологическая особенность изготовления статуэток: тесто фигурок либо замешивалось на муке, либо в него добавлялись зерна злаковых растений.

зооморфная пластика

На некоторых статуэтках убайдской культуры (Нижняя Месопотамия, 4 тыс. до н. э.) на плечах или глазах имеются налепы-прорези, в которые, как удалось установить ученым, вставлялись зерна кунжута или финиковые косточки.

Кроме изображений людей, во всех регионах ранних земледельческих и скотоводческих культур широкое распространение получили также глиняные изображения животных, которые нередко вылеплены с большим тщанием и покрыты росписью. Среди них преобладают изображения различных домашних животных: быка, барана, козла, свиньи, собаки. Встречаются и дикие животные (кабан, сайгак, олень, лось, барс), а также птицы (в основном утки и орлы). Лепные головки животных иногда украшали сосуды.

Помимо антропоморфной и зооморфной скульптур, пластика древних земледельцев и скотоводов представлена, как уже упоминалось, большим количеством форм: моделями жилищ, колесниц, кибиток, алтарей, повозок, пуговиц, погремушек, различных предметов, о назначении которых до сих пор спорят специалисты.

Глиняные детские обереги

Одной из самых распространенных после посуды категорий находок являются разнообразные глиняные амулеты, которые служили оберегами. В повседневной жизни чаще всего использовались простые глиняные амулеты: круглые, овальные, треугольные, ромбовидные, звездчатые пластины с одним или несколькими отверстиями.

Разнообразные по форме и орнаментации амулеты, безусловно, имели разное назначение. Глиняные детские погремушки-обереги предназначались для защиты малышей от болезней, порчи и всяческого зла.

Интересны трипольские модели креслиц, связанные с культом плодородия. Весьма разнообразны и формы алтарей. Самыми интересными среди них являются глиняные антропоморфные алтари, которые были обнаружены на памятниках Триполье-Кукутени. Особенно интересен алтарь, изображающий две одинаково смоделированные фигуры, восседающие на «рогатых» креслах. Их бока и рога, венчающие спинки кресел, соединены валиками. Плоское туловище обеих фигур с широкими плечевыми выступами завершено головой в виде чаши для возлияний с носиком-защипом на стенке.

Также на сайте:



Зарождение гончарства

Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, используемых всеми пернатыми строителями, в дело идет также глина. Мало того, глина у ласточек — основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка, как заправский гончар, комочек за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится настолько прочной, что, случись ей ненароком упасть, — не разобьется.



Гончары у славян

У ранних славян усопших сжигали на погребальных кострах, а остатки костей собирались и укладывались в глиняный сосуд, который нередко переворачивали вверх дном. Символика таких обрядов состояла в следующей идее: откуда человек пришел при рождении (из земли, глины), туда он и возвращается после смерти. Кроме того, многие древние сосуды имели округленное дно и своим вместилищем напоминали яйцо — символ источника рождения во многих мифологиях и религиях.