Художественная пластика



Художественная пластикаОсобой сферой гончарного искусства и одновременно специфической чертой раннеземледельческих и скотоводческих культур эпохи неолита и энеолита является широкое распространение мелкой художественной пластики, которая отражает различные верования и культы. Пластика эта чрезвычайно разнообразна: антропоморфные и зооморфные статуэтки, модели жилищ и утвари, алтари, амулеты, печати и др.

Антропоморфная и зооморфная пластика по характеру исполнения делится на две части: наспех вылепленные и необожженные или обожженные частично и тщательно сделанные фигурки из терракоты с нанесенными краской или различными налепными деталями. Первые представляют собой объекты одноразового использования, вторые явно были рассчитаны на долгую службу.

Антропоморфная пластика

Среди тщательно выполненных фигурок многоразового употребления подавляющее большинство изображают женщину-мать. Детали могли изображать ожерелья (на шее) и браслеты (на лодыжках), но чаще всего на фигурки наносились прочерченные, нарисованные или налепленные детали, подчеркивающие идею женского плодородия, которое олицетворялось с плодородием природы в целом.

На прямую связь воспроизводимого в терракоте персонажа с идеей плодородия полей, повседневными нуждами и запросами земледельцев указывает технологическая особенность изготовления статуэток: тесто фигурок либо замешивалось на муке, либо в него добавлялись зерна злаковых растений.

зооморфная пластика

На некоторых статуэтках убайдской культуры (Нижняя Месопотамия, 4 тыс. до н. э.) на плечах или глазах имеются налепы-прорези, в которые, как удалось установить ученым, вставлялись зерна кунжута или финиковые косточки.

Кроме изображений людей, во всех регионах ранних земледельческих и скотоводческих культур широкое распространение получили также глиняные изображения животных, которые нередко вылеплены с большим тщанием и покрыты росписью. Среди них преобладают изображения различных домашних животных: быка, барана, козла, свиньи, собаки. Встречаются и дикие животные (кабан, сайгак, олень, лось, барс), а также птицы (в основном утки и орлы). Лепные головки животных иногда украшали сосуды.

Помимо антропоморфной и зооморфной скульптур, пластика древних земледельцев и скотоводов представлена, как уже упоминалось, большим количеством форм: моделями жилищ, колесниц, кибиток, алтарей, повозок, пуговиц, погремушек, различных предметов, о назначении которых до сих пор спорят специалисты.

Глиняные детские обереги

Одной из самых распространенных после посуды категорий находок являются разнообразные глиняные амулеты, которые служили оберегами. В повседневной жизни чаще всего использовались простые глиняные амулеты: круглые, овальные, треугольные, ромбовидные, звездчатые пластины с одним или несколькими отверстиями.

Разнообразные по форме и орнаментации амулеты, безусловно, имели разное назначение. Глиняные детские погремушки-обереги предназначались для защиты малышей от болезней, порчи и всяческого зла.

Интересны трипольские модели креслиц, связанные с культом плодородия. Весьма разнообразны и формы алтарей. Самыми интересными среди них являются глиняные антропоморфные алтари, которые были обнаружены на памятниках Триполье-Кукутени. Особенно интересен алтарь, изображающий две одинаково смоделированные фигуры, восседающие на «рогатых» креслах. Их бока и рога, венчающие спинки кресел, соединены валиками. Плоское туловище обеих фигур с широкими плечевыми выступами завершено головой в виде чаши для возлияний с носиком-защипом на стенке.

Также на сайте:



Пробы глазурей

Для взятия проб глазурей должны всегда иметься готовые плитки (сырые и обожженные) размером 18х18 см и 6х6 см. Плитки больших размеров разделяются на четыре равных квадрата. На первый квадрат наносится первая проба цветной глазури. На второй квадрат наносят ту же цветную глазурь, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Третий квадрат покрывают цветной эмалью (50% в эмали белой плюс 50% прозрачной глазури плюс краситель), а на четвертую плитку наносят эту же цветную эмаль, но с вдвое уменьшенным количеством красителя. Процентные отношения эмали и глазури можно изменять.



Температура обжига

Обжиг майоликовых изделий довольно труден и является одним из важнейших процессов производства. В этой работе главное уметь определить температуру, не давать коптящего пламени и прекратить вовремя обжиг. Довольно успешно можно следить за обжигом глазурованных изделий по небольшим плиткам, на которые наносятся обжигаемые глазури.