Керамика в России



На территории России самая ранняя керамика обнаружена на Дальнем Востоке. По мнению ученых, ее можно датировать XI—XII тыс. до н. э. С эпохи неолита изготовление керамики становится повсеместным занятием. Однако подлинных высот гончарство достигло в XVIII-XIX вв. Китайцы и европейцы очень строго охраняли секреты производства своего фарфора.

Русские императоры не хотели отставать, поэтому еще Петр I прилагал усилия для развития «порцелинового» (фарфорового) дела. Отечественный фарфор был изобретен при его дочери — императрице Елизавете.

В 1744 г. в России был основан первый императорский завод, целью создания которого был выпуск фарфора. Открыл состав фарфора и разработал технологию его изготовления Д. И. Виноградов. В «формулу» отечественной фарфоровой массы входили огнеупорная глина из Гжели, алебастр и кремень. Выдающийся русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов изобрел рецепт «твердого» фарфора.

Изделия из фарфора создавались преимущественно для императорского двора и высшего света. Они и сейчас поражают изысканностью форм и росписей. Обеденные и чайные сервизы, вазы, предметы быта, например, табакерки, карандашницы, шкатулочки и т. п. и интерьера, статуэтки, сюжетные композиции, корзиночки, цветочки, бижутерия, серьги, броши, заколки и т. д., флаконы для духов, благовоний и косметики — и это далеко не полный перечень изделий из русского фарфора.

Во второй половине XVIII в. возникло несколько частных заводов по производству фарфора. Самым известным среди них стал завод Гарднера, открытый в 1750 г.

В XIX в. были основаны подобные предприятия братьев Корниловых, А. Г. Попова, Ф. С. Батенина. Продукция, выпускаемая ими, пользовалась большим спросом не только в России, но и за рубежом. На сервизах и вазах этого времени были весьма распространены росписи, посвященные различным событиям истории, в первую очередь отечественной. Одной из любимых тем стали, например, события Отечественной войны 1812 г.

Часто изображались мифологические сюжеты, а также бытовые и жанровые сценки. Во второй половине XIX в. наиболее известным производством фарфора в России были заводы и мастерские М. С. Кузнецова.

В это же время начинают работу мастерские и заводы Гжели, создавшие неповторимый красочный вариант русского народного фарфора. Русская «гжельская» керамика до сих пор не выходит из моды во всем мире.

Свое название оригинальная русская керамика получила от одного из сел Раменского района Московской области, рядом с которым находились богатые залежи высококачественной глины. Традиции гончарного искусства здесь складывались веками. Начиная с XVII в. Гжель и прилегающие к нему села славились своими гончарами.

Первый керамический завод, наладивший выпуск посуды из светлых гжельских глин, был основан А. К. Гребенщиковым еще в 1724 г. Вначале ее поливали белой эмалью и украшали одноцветной синей росписью. Поскольку рисунки наносились по влажной эмали, в которую краски впитывались моментально, ошибки для художников-гончаров были недопустимы.

Фактически завод Гребенщикова стал кузницей кадров мастеров русской гжели. Поработав на заводе и приобретя определенные навыки и умения, многие гончары открывали собственные мастерские, в которых работали семьями: от мала до велика, причем и женщины, и мужчины. Секретам мастерства детей начинали обучать с 7—8-летнего возраста. Их практически сразу же приобщали ко многим операциям, включая роспись.

Самобытное гжельское народное искусство особенно ярко воплотилось в производстве посуды: квасников, кувшинов, горшков, чайников, солонок, масленок и т. п.

Сосуды часто украшались не только живописными, но и скульптурными деталями и композициями (например, ножками в виде звериных лап, фигурками людей и животных на плечиках и крышечках). Наиболее характерной формой гжельской керамики, позволяющей безошибочно определить ее происхождение, являются квасники со сквозным отверстием в центре тулова.

Кроме выпуска дорогих керамических изделий, в России в XVIII-XIX вв. получили распространение гончарные промыслы по созданию керамической продукции для широких масс населения.

В России народные гончарные промыслы развивались в основном в районах, где имеются залежи высококачественных глин. Каждый регион отличался своими особыми видами сырья, различающимися по цвету (серому, белому, красному), а также различными добавками и минеральными красками.

Начиная с XVIII-XIX вв. мастера многих районов и областей достигли значительного мастерства в изготовлении различных глиняных предметов. Лучшие образцы, созданные руками русских умельцев, экспонировались на промышленно-художественных выставках в столичных городах (Москве и Санкт-Петербурге), а также за рубежом.

Также на сайте:



Сплавление фритты

Сплавление, или, как говорят, варку, фритты производят в специальных ваннах для горшковых печах или в тиглях, помещаемых в обычные гончарные горны. Ванные печи отличаются высокой производительностью, их устанавливают в тех случаях, когда потребность в фритте относительно велика (75—100 т в год).



Температура обжига

Обжиг майоликовых изделий довольно труден и является одним из важнейших процессов производства. В этой работе главное уметь определить температуру, не давать коптящего пламени и прекратить вовремя обжиг. Довольно успешно можно следить за обжигом глазурованных изделий по небольшим плиткам, на которые наносятся обжигаемые глазури.