Керамика в Месопотамии



Керамика в МесопотамииОдним из важнейших центров раннеземледельческой культуры Передней Азии считается Северная Месопотамия включающая примыкающие горные области Западного Ирана. В этих областях, в VII-VI тысячелетии до нашей эры развилась культура типа Джармо. Среди ее исторических и культурных памятников можно отметить непосредственно поселение Джармо, поселение Телль-Шамшира в иракской части горного массива Загроса и Тепе-Сораб и в иранской части гор - Тепе-Гуран.

Многие центры древних цивилизаций Передней Азии и Ближнего Востока часто называют «страной глиняных городов». Все перечисленные регионы бедны строительными материалами, заметной была нехватка дерева и строительного камня. Поэтому здесь очень рано обратили внимание на полезные свойства глины, а ее применение приняло повсеместный характер.

Собственно, название «тепе» или «депе» переводится как «глиняный холм». Многие древние поселения в азиатских регионах представляют собой высокие многометровые напластования глины, в которых находятся остатки самых разных эпох, ведь некоторые поселения существовали на протяжении тысяч лет.

Глиняный поселок в Месопотамии

Глину использовали для постройки домов (иногда на каменных фундаментах), из нее делались очаги и сооружения для хранения припасов, мебель, орудия труда, посуда, лепились культовые статуэтки и даже создавались целые глиняные библиотеки. Благодаря глиняным табличкам, обнаруженным на Ближнем Востоке, нам стала доступна информация, которую невозможно получить другим путем.

При раскопках в древних городах Ниневии и Сузах были обнаружены маленькие глиняные предметы, заключенные в глиняные же оболочки. Ученым удалось установить, что это математические символы, которые возникли еще до появления письменности для ведения хозяйственных записей и подсчетов. Самые ранние из этих предметов датируются IX тысячелетием до нашей эры. Из глины же создавались большие горны для обжига керамики.

Расписная керамика

Начиная с VI тысячелетия до нашей эры на Ближнем Востоке появляется, а затем широко распространяется расписная керамика. В это же время появляются технические приемы лощения и ангобирования. Последний прием представляет собой покрытие внешней (а иногда и внутренней) поверхности сосуда тонким слоем хорошо отмученной жидкой массы из глины.

Ангобирование нередко сочеталось с росписью краской черного, желтого или красного цвета. Главными сюжетами ранней расписной керамики в Передней Азии были люди, птицы, рыбы, животные, растения. Нередко изображались лишь головы (например, быков или оленей, а также хищников семейства кошачьих).

Начиная с IV тысячелетия до нашей эры на территории современной Сирии древними мастерами было освоено производство керамической глазури. Облицовочная глазурованная плитка голубого цвета обнаружена археологами при раскопках в Телль-Халафе. Немного позднее глазурованная керамика появилась также в Египте и Китае. Позднее эта техника получила широкое распространение в античный период в районах Переднего Востока и Восточной Азии.

Также на сайте:



Гончарство и прогресс

Гончарство ознаменовало собой новый этап взаимоотношений человека и природы. Глина могла приобретать такие качества, как влагонепроницаемость, огнеупорность, только после целой серии специальных действий: добычи и обработки сырья, приготовления теста, формовки, сушки и термической обработки. В ходе многочисленных опытов, которых требовало производство керамической посуды, люди постепенно овладевали новыми знаниями. Таким образом, гончарное производство положило начало множеству новых отраслей.



Формовка полого тела

Формовка полого телаПосле изготовления начина гончар приступал к формовке его стенок. Именно этот процесс и получил название формовки полого тела. Она могла выполняться разными способами: выдавливанием, наращиванием и вытягиванием на гончарном круге. В древности до изобретения гончарного круга применялся исключительно ручной способ.

При таком способе набор инструментов был минимальным: несколько гладких камушков разных размеров, деревянные колотушки, приспособление типа ложки, тряпка и емкость с водой для смачивания рук и глины в процессе лепки.