Керамика Китая и Японии



Во втором тысячелетии до нашей эры важные открытия в гончарном производстве были сделаны в Китае. Именно в это время появляется, а затем совершенствуется знаменитый на весь мир китайский фарфор. В течение многих веков технология его изготовления хранилась в глубочайшем секрете, первый европейский фарфор был получен лишь в начале XVIII в.

В Древнем Китае также были самостоятельно изобретены многие виды глазури. Еще в V тыс. до н. э. в бассейне р. Хуанхэ в Древнем Китае сложилась неолитическая культура расписной керамики, получившая название «яншао».

В III тыс. до н. э. ее сменяет культура черной керамики «лушань». Во II тыс. до н. э. на территории Китая появляются древнейшие раннеклассовые города-государства, и начинается эпоха Шань. Именно к этому времени относятся первые гончарные изделия из каолиновой глины.

Вначале, в XVIII-XVI вв. до н. э., китайские гончары освоили производство глазури, которую часто называют поливой. Глазурь — это стекловидный сплав кремниевых соединений с окислами различных металлов. Таким сплавом глиняную посуду и другую керамику могли покрывать как с одной (внешней), так и с обеих сторон.

Развивая технологию керамического производства, китайцы пришли к изобретению фарфора — одного из красивейших керамических материалов. Тесто, из которого он изготавливался, представляет собой смесь белой каолиновой глины, полевого шпата и некоторых других компонентов. Фарфоровая посуда обжигалась в высокотемпературных печах (1400- 1880°С). В результате сложного технологического процесса получались керамические изделия из стекловидной массы белого, голубоватого или зеленоватого цветов.

Отличия фарфора от простой и глазурованной керамики состоят в том, что он прозрачен, не поддается гравировке, при легких ударах издает совершенно другой, гораздо более высокий и звонкий, звук, а также абсолютно водонепроницаем. По сравнению с обычной керамикой фарфоровые изделия намного легче по весу.

Считается, что настоящий китайский фарфор начал выпускаться в середине I тыс. н. э. К этому времени в Китае насчитывалось около 20 центров, которые выпускали фарфор.

При этом каждый из них обладал своими секретами его производства, которые свято охранялись мастерами от конкурентов, а особенно от иностранцев. Долгое время фарфор наряду с шелком, чаем и некоторыми другими продуктами был одной из основных и дорогих категорий экспортных товаров Китая.

Особенной популярностью уже много веков, причем вплоть до настоящего времени, пользуется китайский «рисовый» фарфор, в тесто которого при замешивании добавлялись зернышки риса. При обжиге рис выгорал, а прозрачность фарфора приобретала совершенно необычную, очень красивую структуру.

Другой знаменитый вид китайского фарфора, имеющий небесные оттенки голубовато-зеленоватого цвета, носил название «селадон».

Удивительные по красоте, изяществу и сложности керамические сосуды на протяжении нескольких тысячелетий (начиная с VII до I тыс. до н. э.) изготавливали также мастера древней японской культуры, которую называют «дземон».

Также на сайте:



Майолика с люстром

Дерута - поселение в области Умбрия, которое славится давней и богатой традицией керамического производства. Широко известна майолика с люстром, изготовленная местными мастерами.

Гончар использует технику напыления для воспроизведения рисунка на предмете. Контуры рисунка наносятся на кальку иглой. Калька помещается на керамическую поверхность, которая тампонируется матерчатым мешочком с порошком графита. После снятия кальки на поверхности остаются контуры. Во время обжига следы графита исчезают.



Гончарство и искусство

Особую роль гончарное производство сыграло в развитии художественного творчества и соответственно интеллектуального и духовного развития человека. Разнообразие и причудливость форм, обработки внешней поверхности, разновидностей и способов нанесения декора, игра красок и цветов в изделиях, созданных человеком из глины на протяжении последних тысячелетий, не поддаются никакому описанию.