Керамика Китая и Японии



Во втором тысячелетии до нашей эры важные открытия в гончарном производстве были сделаны в Китае. Именно в это время появляется, а затем совершенствуется знаменитый на весь мир китайский фарфор. В течение многих веков технология его изготовления хранилась в глубочайшем секрете, первый европейский фарфор был получен лишь в начале XVIII в.

В Древнем Китае также были самостоятельно изобретены многие виды глазури. Еще в V тыс. до н. э. в бассейне р. Хуанхэ в Древнем Китае сложилась неолитическая культура расписной керамики, получившая название «яншао».

В III тыс. до н. э. ее сменяет культура черной керамики «лушань». Во II тыс. до н. э. на территории Китая появляются древнейшие раннеклассовые города-государства, и начинается эпоха Шань. Именно к этому времени относятся первые гончарные изделия из каолиновой глины.

Вначале, в XVIII-XVI вв. до н. э., китайские гончары освоили производство глазури, которую часто называют поливой. Глазурь — это стекловидный сплав кремниевых соединений с окислами различных металлов. Таким сплавом глиняную посуду и другую керамику могли покрывать как с одной (внешней), так и с обеих сторон.

Развивая технологию керамического производства, китайцы пришли к изобретению фарфора — одного из красивейших керамических материалов. Тесто, из которого он изготавливался, представляет собой смесь белой каолиновой глины, полевого шпата и некоторых других компонентов. Фарфоровая посуда обжигалась в высокотемпературных печах (1400- 1880°С). В результате сложного технологического процесса получались керамические изделия из стекловидной массы белого, голубоватого или зеленоватого цветов.

Отличия фарфора от простой и глазурованной керамики состоят в том, что он прозрачен, не поддается гравировке, при легких ударах издает совершенно другой, гораздо более высокий и звонкий, звук, а также абсолютно водонепроницаем. По сравнению с обычной керамикой фарфоровые изделия намного легче по весу.

Считается, что настоящий китайский фарфор начал выпускаться в середине I тыс. н. э. К этому времени в Китае насчитывалось около 20 центров, которые выпускали фарфор.

При этом каждый из них обладал своими секретами его производства, которые свято охранялись мастерами от конкурентов, а особенно от иностранцев. Долгое время фарфор наряду с шелком, чаем и некоторыми другими продуктами был одной из основных и дорогих категорий экспортных товаров Китая.

Особенной популярностью уже много веков, причем вплоть до настоящего времени, пользуется китайский «рисовый» фарфор, в тесто которого при замешивании добавлялись зернышки риса. При обжиге рис выгорал, а прозрачность фарфора приобретала совершенно необычную, очень красивую структуру.

Другой знаменитый вид китайского фарфора, имеющий небесные оттенки голубовато-зеленоватого цвета, носил название «селадон».

Удивительные по красоте, изяществу и сложности керамические сосуды на протяжении нескольких тысячелетий (начиная с VII до I тыс. до н. э.) изготавливали также мастера древней японской культуры, которую называют «дземон».

Также на сайте:



Художественная пластика

Художественная пластикаОсобой сферой гончарного искусства и одновременно специфической чертой раннеземледельческих и скотоводческих культур эпохи неолита и энеолита является широкое распространение мелкой художественной пластики, которая отражает различные верования и культы. Пластика эта чрезвычайно разнообразна: антропоморфные и зооморфные статуэтки, модели жилищ и утвари, алтари, амулеты, печати и др.



Ангобирование

Для нанесения на изделия ангоб должен быть разведен настолько, чтобы он был несколько гуще сметаны. Изделия обливают жидким ангобом. Эта операция называется ангобированием. На ангобирование следует направлять подсушенные изделия. Перед поливкой ангобом их надо обтереть влажной губкой или мягкой тряпкой. После ангобирования изделия должны быть направлены в сушку, затем покрыты бесцветной глазурью. С помощью цветных ангобов гончарные изделия можно покрывать различными рисунками.