Керамика и искусство



Особое место в истории человечества занимают керамические произведения искусства - архитектурные украшения различных зданий и сооружений, монументальная и малая скульптура, глиптика, декоративно-прикладное искусство и др.

Из глубокой древности до нас дошли чрезвычайно стойкие к воздействию времени глиняные шедевры, многие из которых составляют золотой фонд культурного наследия человечества.

Во всех без исключения музеях мира (в первую очередь краеведческих и художественных) хранятся разнообразные великолепные изделия, созданные мастерами гончарного искусства разных эпох.

Являясь одним из самых прочных материалов, керамика стала незаменимым источником информации о прошлом человечества.

В разные времена у каждого народа вырабатывались свои рецепты керамических масс, формы сосудов, способы обработки их внешней и внутренней поверхностей, расположение, характер и способы нанесения орнаментов, которые сохранялись на протяжении многих десятилетий и даже веков.

Ученые самых разных специальностей, изучая древнюю и средневековую керамику, по крупицам восстанавливают многие стороны жизни наших далеких предков (материальную, социальную, экономическую, технологическую, религиозную, духовную), реконструируют взаимоотношения разных племен, народов и культур.

В определенном смысле слова керамика является своеобразной глиняной летописью человечества. В настоящее время к понятию «керамика» относятся в основном бытовая посуда и некоторые другие предметы из глины.

Также на сайте:



Плавни-щелочи

Описываемые ниже сода, поташ, калиевая и натриевая селитры относятся к группе плавней—щелочей. От их присутствия значительно возрастает сила окраски, яркость и частота тонов цветных глазурей. Сода - есть углекислая соль окиси натрия. Не путать с питьевой содой, которой надо брать в полтора раза больше. Обыкновенно вводится она в глазурь кристаллической (водной) или кальцинированной (безводной). Вместо 2 ч. кристаллической берут 1 ч. кальцинированной.



Обработка поверхностей сосуда

Обработка поверхностей сосудаПосле окончания конструирования сосуда следовал важный этап — обработка его поверхностей. В древности самой распространенной была обработка непосредственной поверхности. Позднее в некоторых культурах поверхность начали покрывать дополнительным слоем тонко отмученной глины.

Чаще всего стенки и дно посуды подвергали заглаживанию. Как правило, внешняя поверхность отделывалась тщательнее, чем внутренняя. Заглаживание могло производиться влажной рукой, тканью, кожей, створками раковин моллюсков, деревянными или костяными инструментами (например, щепкой или ребром животного).