Керамика и искусство



Особое место в истории человечества занимают керамические произведения искусства - архитектурные украшения различных зданий и сооружений, монументальная и малая скульптура, глиптика, декоративно-прикладное искусство и др.

Из глубокой древности до нас дошли чрезвычайно стойкие к воздействию времени глиняные шедевры, многие из которых составляют золотой фонд культурного наследия человечества.

Во всех без исключения музеях мира (в первую очередь краеведческих и художественных) хранятся разнообразные великолепные изделия, созданные мастерами гончарного искусства разных эпох.

Являясь одним из самых прочных материалов, керамика стала незаменимым источником информации о прошлом человечества.

В разные времена у каждого народа вырабатывались свои рецепты керамических масс, формы сосудов, способы обработки их внешней и внутренней поверхностей, расположение, характер и способы нанесения орнаментов, которые сохранялись на протяжении многих десятилетий и даже веков.

Ученые самых разных специальностей, изучая древнюю и средневековую керамику, по крупицам восстанавливают многие стороны жизни наших далеких предков (материальную, социальную, экономическую, технологическую, религиозную, духовную), реконструируют взаимоотношения разных племен, народов и культур.

В определенном смысле слова керамика является своеобразной глиняной летописью человечества. В настоящее время к понятию «керамика» относятся в основном бытовая посуда и некоторые другие предметы из глины.

Также на сайте:



Подготовка формовочных масс

Важным этапом гончарного производства была подготовка формовочных масс, т. е. пластического материала определенной вязкости, в зависимости от того, какие изделия предполагалось готовить, из которого конструировали посуду. Формовочная масса уже в древности имела разновидности. Она могла готовиться из одного сорта глины или из смеси нескольких.

Древние мастера давно пришли к выводу, что кухонную посуду, которая предполагалась для кулинарных работ, т. е. должна была подвергаться воздействию прямого огня, лучше делать из более грубой и пористой глиняной массы, в которой отсутствует известь.



Сушка и обжиг керамики

После формовки керамики, независимо от ее способа наступает этап просушки. Глиняные изделия следует сушить в помещении, где нет сквозняков. Большие вещи или сосуды необходимо время от времени переворачивать вверх и вниз дном. Иногда просушка даже небольших керамических изделий требует нескольких дней. Однако обжигать керамику до полного высыхания не следует.

Если вы пока не располагаете специальными устройствами, предназначенными для термической обработки керамических изделий, можно попытаться обжечь их на обычном костре.