Керамика и искусство



Особое место в истории человечества занимают керамические произведения искусства - архитектурные украшения различных зданий и сооружений, монументальная и малая скульптура, глиптика, декоративно-прикладное искусство и др.

Из глубокой древности до нас дошли чрезвычайно стойкие к воздействию времени глиняные шедевры, многие из которых составляют золотой фонд культурного наследия человечества.

Во всех без исключения музеях мира (в первую очередь краеведческих и художественных) хранятся разнообразные великолепные изделия, созданные мастерами гончарного искусства разных эпох.

Являясь одним из самых прочных материалов, керамика стала незаменимым источником информации о прошлом человечества.

В разные времена у каждого народа вырабатывались свои рецепты керамических масс, формы сосудов, способы обработки их внешней и внутренней поверхностей, расположение, характер и способы нанесения орнаментов, которые сохранялись на протяжении многих десятилетий и даже веков.

Ученые самых разных специальностей, изучая древнюю и средневековую керамику, по крупицам восстанавливают многие стороны жизни наших далеких предков (материальную, социальную, экономическую, технологическую, религиозную, духовную), реконструируют взаимоотношения разных племен, народов и культур.

В определенном смысле слова керамика является своеобразной глиняной летописью человечества. В настоящее время к понятию «керамика» относятся в основном бытовая посуда и некоторые другие предметы из глины.

Также на сайте:



Эмали без заглушения

Для получения заглушённых глазурей можно не добавлять белой эмали, а просто ввести в прозрачную глазурь окись олова, мышьяк или сурьму, тогда получатся текучие эмали. Правда, при таком приеме глушители не дают особенно хороших результатов в смысле заглушения, но улучшить это возможно, вводя глушители при фриттовании или сплавлении глазури.

Совершенно другого характера получаются эмали без глушителей. Они получаются не глухого белого цвета, а полупрозрачные, вроде опала. Такой эффект дает соединение борной кислоты с свинцовым суриком и кварцевым песком, например:

Борная кислота - 50,0



Обжиг керамики

При контакте с теплом глиняное изделие обретает новую жизнь. Вода уступает место огню, который делает глину твердой как камень. Огонь ускоряет процесс, происходящий в природе в течение веков под воздействием солнечного тепла.

После обжига глиняные изделия становятся еще более твердыми, а главное - приобретают прочность и долговечность, которые позволяют нам уверенно пользоваться ими в быту и благодаря которым многие керамические предметы из далекого прошлого сохранились до нашего времени.

Печи