Изготовление посуды



Изготовление посудыВ эпоху энеолита появляется, а затем и широко распространяется искусство глиптики, т. е. резьбы на печатях, сделанных из различных материалов, в том числе и глины. Открытие этого искусства принадлежит, вероятно, культуре Халафа (Северная Месопотамия, VI тыс. до н. э.). Во время раскопок халафских поселений археологами было обнаружено большое количество предметов в форме розеток, пуговиц, квадратов и т.д., которыми производили оттиски по сырой глине. Как считают специалисты, такие глиняные печати сочетали в себе функции не только знака собственности, но и магического амулета.

Еще одной уникальной категорией глиняных изделий древних мастеров являются превосходные глиняные маски Иерихона, которые в соответствии с требованиями какого-то сложного погребального ритуала надевались на черепа.

Таким образом, мы видим, сколь разнообразным было керамическое творчество людей ново-каменного и меднокаменного веков. Однако, вне всяких сомнений, одним из основных достижений эпохи неолита, давшим толчок невиданному до тех пор расцвету художественного творчества, явилось изобретение разнообразной глиняной посуды.

В первых глиняных сосудах человек имитировал в большей или меньшей степени природные формы (листья, раковины, куски коры, собственные сложенные ладони и т. п.).

Глиняные маски Приуралья

Однако, достаточно быстро поняв возможности нового материала, человек отказался от подражания деревянным, плетеным или кожаным сосудам. Пластичность глины позволяла создавать сосуды сложного профиля, что стало возможным с совершенствованием глиняных масс и техники обжига. Со временем появляются сосуды с выделенными горловинами, отогнутыми венчиками и, наконец, сосуды, воспроизводящие фигуру антропоморфного существа или животного.

Практически по всему миру, там, где возникало гончарное производство, сосуд воспринимался первобытными земледельцами как антропоморфное вместилище. Одним из ярких комплексов, позволяющих понять такое отношение, является хаджиларский. Кувшинообразные сосуды в виде женских фигур появляются в Хаджиларе. На горловине этих сосудов вылеплено лицо с рельефными бровями и носом. Глаза в некоторых случаях инкрустированы кусочками обсидиана. Тулово смоделировано в виде женской фигуры со слегка отвислым животом и сложенными на нем руками.

Помимо антропоморфных сосудов со скульптурно вылепленными элементами, появляются также более условные экземпляры, например с нарисованными на горловине огромными глазами. Такие сосуды указывают на существование разных способов передачи образа человекоподобного существа в керамике.

Традиция создания керамических сосудов в форме человеческого тела, существовавшая у разных народов, сохранялась на протяжении тысячелетий.

Другим проявлением своеобразного восприятия сосудов было уподобление их животному или птице. Форма зооморфных сосудов не оставляет сомнений в том, что они предназначались скорее всего для ритуальных напитков. Возлияние из этих сосудов жидкостей, символизирующих кровь, приравнивалось в ритуале к жертвоприношению соответствующих животных.

Другие способы передачи такого понимания сосудов можно видеть в изображениях животных на поверхности, выполненных посредством росписи или в рельефе. Но в этом случае соотнесение сосуда с животным могло не исключать других, более важных для данной формы, ассоциаций. Например, изображения одиночных животных и так называемых «шествий» по своей семантике могли быть далеко не однозначными.

Также на сайте:



Культовая символика гончарства

Работа горшечника, производящего водонепроницаемую и огнеупорную посуду, приравнивалась к труду кузнеца. Некоторые северные племена считали, что корень (происхождение) гончарства древнее корня кузнечества. Поэтому у них кузнецы и шаманы называли мастериц-горшечниц старшими сестрами. А поскольку гончарство было изобретено богиней земли, люди, которые им занимались, находились под ее защитой.



Выдержка в печи

Второй период обжига называют большим огнем. В этот период газы, выходящие из дымовой трубы, становятся почти прозрачными. Во второй период температуру в печи поднимают значительно быстрее, чем в первый. Если при досушке средний часовой подъем температуры составляет 30°, то при большом огне его можно довести до 130°. Температуру надо поднимать равномерно, без рывков.