Изготовление посуды



Изготовление посудыВ эпоху энеолита появляется, а затем и широко распространяется искусство глиптики, т. е. резьбы на печатях, сделанных из различных материалов, в том числе и глины. Открытие этого искусства принадлежит, вероятно, культуре Халафа (Северная Месопотамия, VI тыс. до н. э.). Во время раскопок халафских поселений археологами было обнаружено большое количество предметов в форме розеток, пуговиц, квадратов и т.д., которыми производили оттиски по сырой глине. Как считают специалисты, такие глиняные печати сочетали в себе функции не только знака собственности, но и магического амулета.

Еще одной уникальной категорией глиняных изделий древних мастеров являются превосходные глиняные маски Иерихона, которые в соответствии с требованиями какого-то сложного погребального ритуала надевались на черепа.

Таким образом, мы видим, сколь разнообразным было керамическое творчество людей ново-каменного и меднокаменного веков. Однако, вне всяких сомнений, одним из основных достижений эпохи неолита, давшим толчок невиданному до тех пор расцвету художественного творчества, явилось изобретение разнообразной глиняной посуды.

В первых глиняных сосудах человек имитировал в большей или меньшей степени природные формы (листья, раковины, куски коры, собственные сложенные ладони и т. п.).

Глиняные маски Приуралья

Однако, достаточно быстро поняв возможности нового материала, человек отказался от подражания деревянным, плетеным или кожаным сосудам. Пластичность глины позволяла создавать сосуды сложного профиля, что стало возможным с совершенствованием глиняных масс и техники обжига. Со временем появляются сосуды с выделенными горловинами, отогнутыми венчиками и, наконец, сосуды, воспроизводящие фигуру антропоморфного существа или животного.

Практически по всему миру, там, где возникало гончарное производство, сосуд воспринимался первобытными земледельцами как антропоморфное вместилище. Одним из ярких комплексов, позволяющих понять такое отношение, является хаджиларский. Кувшинообразные сосуды в виде женских фигур появляются в Хаджиларе. На горловине этих сосудов вылеплено лицо с рельефными бровями и носом. Глаза в некоторых случаях инкрустированы кусочками обсидиана. Тулово смоделировано в виде женской фигуры со слегка отвислым животом и сложенными на нем руками.

Помимо антропоморфных сосудов со скульптурно вылепленными элементами, появляются также более условные экземпляры, например с нарисованными на горловине огромными глазами. Такие сосуды указывают на существование разных способов передачи образа человекоподобного существа в керамике.

Традиция создания керамических сосудов в форме человеческого тела, существовавшая у разных народов, сохранялась на протяжении тысячелетий.

Другим проявлением своеобразного восприятия сосудов было уподобление их животному или птице. Форма зооморфных сосудов не оставляет сомнений в том, что они предназначались скорее всего для ритуальных напитков. Возлияние из этих сосудов жидкостей, символизирующих кровь, приравнивалось в ритуале к жертвоприношению соответствующих животных.

Другие способы передачи такого понимания сосудов можно видеть в изображениях животных на поверхности, выполненных посредством росписи или в рельефе. Но в этом случае соотнесение сосуда с животным могло не исключать других, более важных для данной формы, ассоциаций. Например, изображения одиночных животных и так называемых «шествий» по своей семантике могли быть далеко не однозначными.

Также на сайте:



Третий обжиг

Декорирование производится по уже обожженному глазурованному покрытию. Краски расплавляются при последующем обжиге, который осуществляется при более низкой температуре. Таким образом, речь идет о декорировании при «малом огне». Эта техника распространилась в XVIII веке, когда начался поиск более разнообразной гаммы красок, так как при обжиге с высокой температурой многие оксиды разлагаются и исчезают.

Этот способ сложился под влиянием китайского фарфора. Техника третьего обжига применяется при декорировании как терракоты, так и при работе с фарфором.



Приемы работы на круге

Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись терпением и упорно осваивать один прием за другим. Только после длительной тренировки у вас получится сделать наиболее простые традиционные сосуды. Перед началом работы поставьте на скамью посуду с водой для обрызгивания глины и смачивания рук. Здесь же должно находиться хорошо перемятое глиняное тесто, накрытое влажной тряпкой. Рядом с посудой для воды должны лежать губка, скребок, цикля и другие необходимые инструменты.