Гончарство в веках
Волшебные превращения аморфной глиняной массы в материал, по прочности и огнеупорности мало в чем уступающий камню, казались древним людям настоящим волшебством. Поэтому попытки понять и объяснить происхождение гончарства предпринимались уже много столетий назад.
В большинстве мировых мифологических систем умению изготавливать керамические изделия людей научили боги, которые были также первыми гончарами.
В древнеиндийских письменных источниках, объединенных общим названием «Ригведа», в одном из древнейших дошедших до нас письменных источников, сообщается, что мать всех богов Адити, обучила гончарству ариев - предшественников индийцев, позднее главным гончаром стали считать бога-обезьяну Ханумана. Один из главных индийских богов Брахма также являлся гончаром в одной из своих ипостасей.
В мифах и легендах Египта богами-гончарами считались Пта и Хнум. Греки считали, что богиня мудрости Афина не только научила людей гончарному делу, но и подарила гончарный круг и горн для обжига посуды.
Первые керамические изделия появились еще в эпоху палеолита — около 20 тыс. лет назад. На древних стоянках археологи часто обнаруживают разнообразные небольшие по размерам глиняные фигурки людей, животных и фантастических существ, выполненные в разных стилях — от реалистического до полностью стилизованного. Некоторые из этих изделий имеют явные следы обжига.
Однако первые опыты по превращению глины в «камень» не привели в то время к развитию керамического производства. На протяжении многих тысячелетий посуду продолжали изготавливать из дерева, крупных листьев, коры, кожи, черепных и тазовых костей животных. В некоторых регионах, обладающих природными выходами мягких пород камней, сосуды выдалбливались и вытачивались из них.
Только в эпоху неолита, т. е. около IX—X тыс. лет тому назад, появилась первая керамическая посуда. Грубая и неуклюжая, из рыхлого теста с примитивным, орнаментом или без него, она постепенно совершенствовалась во всех отношениях. Со временем гончары научились находить и добывать качественные сорта глины, освоили приемы обработки, конструирования форм, изобрели множество способов украшения гончарных изделий.
Наблюдения за окружающей природой, собственная фантазия и воображение, неутомимый поиск все новых и новых способов и методов обработки глины постепенно привели к созданию настоящих шедевров.
Также на сайте:
Работа на гончарном круге
Затем, начиная медленно вращать круг, он для придания однородности тесту несколько раз нажимает на кусок глины рукой. Затем гончар постепенно вытягивает ком в конус, а затем, нажимая большим пальцем, превращает его в полый цилиндр. |
Глазурование керамикиГлазурование является одним из широко применяемых художественно-технических приемов обработки керамических изделий. Глазурью в гончарном производстве называют тонкий стекловидный слой толщиной 0,1-0,3 мм, которым покрывают керамические изделия перед обжигом или после первого, называемого утильным, обжига. Делается это для упрочнения, повышения влагонепроницаемости, термостойкости, устойчивости к воздействию различных загрязнений и химических препаратов, а также для улучшения декоративности внешнего вида керамики. |