Гончарство в веках



Гончарство в векахВолшебные превращения аморфной глиняной массы в материал, по прочности и огнеупорности мало в чем уступающий камню, казались древним людям настоящим волшебством. Поэтому попытки понять и объяснить происхождение гончарства предпринимались уже много столетий назад.

В большинстве мировых мифологических систем умению изготавливать керамические изделия людей научили боги, которые были также первыми гончарами.

В древнеиндийских письменных источниках, объединенных общим названием «Ригведа», в одном из древнейших дошедших до нас письменных источников, сообщается, что мать всех богов Адити, обучила гончарству ариев - предшественников индийцев, позднее главным гончаром стали считать бога-обезьяну Ханумана. Один из главных индийских богов Брахма также являлся гончаром в одной из своих ипостасей.

Керамика в Египте

В мифах и легендах Египта богами-гончарами считались Пта и Хнум. Греки считали, что богиня мудрости Афина не только научила людей гончарному делу, но и подарила гончарный круг и горн для обжига посуды.

Первые керамические изделия появились еще в эпоху палеолита — около 20 тыс. лет назад. На древних стоянках археологи часто обнаруживают разнообразные небольшие по размерам глиняные фигурки людей, животных и фантастических существ, выполненные в разных стилях — от реалистического до полностью стилизованного. Некоторые из этих изделий имеют явные следы обжига.

Однако первые опыты по превращению глины в «камень» не привели в то время к развитию керамического производства. На протяжении многих тысячелетий посуду продолжали изготавливать из дерева, крупных листьев, коры, кожи, черепных и тазовых костей животных. В некоторых регионах, обладающих природными выходами мягких пород камней, сосуды выдалбливались и вытачивались из них.

Керамические изделия

Только в эпоху неолита, т. е. около IX—X тыс. лет тому назад, появилась первая керамическая посуда. Грубая и неуклюжая, из рыхлого теста с примитивным, орнаментом или без него, она постепенно совершенствовалась во всех отношениях. Со временем гончары научились находить и добывать качественные сорта глины, освоили приемы обработки, конструирования форм, изобрели множество способов украшения гончарных изделий.

Наблюдения за окружающей природой, собственная фантазия и воображение, неутомимый поиск все новых и новых способов и методов обработки глины постепенно привели к созданию настоящих шедевров.

Также на сайте:



Применяемые красители

Яркость полученных глазурей при этой технике совершенно не зависит от количества введенных в глазурь окислов. Сильно окрашенные глазури восстанавливаются хуже. Восстановление идет тем энергичнее, чем мельче раздроблены и равномернее распределены в глазури частицы красителя. Если будем рассматривать глазури в период их расплавления как некоторую жидкость, то красители в ней будут находиться как бы в растворе и в очень раздробленном состоянии. Если же красителя будет много, то его частицы, слипаясь, станут крупнее и восстанавливаться будут хуже.



Потери веса глазури

Всякая глазурь при сплавлении теряет в весе. Это происходит от того, что из нее испаряется вода и улетучиваются некоторые вещества. Определить, какое количество глазури получится после варки, вполне возможно, пользуясь приведенной ниже таблицей. Практически установлено, что майоликовые глазури в зависимости от состава теряют в весе от 3 до 20%.