Гончарство в литературе



Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. Чтобы научиться делать более или менее сносную посуду, ему пришлось самостоятельно пройти весь путь, который прошло гончарное ремесло от древнейших времен до современности. Ведь он приступил к лепке посуды, имея смутное представление о работе с глиной.

О своих неудачах и успехах он достаточно подробно поведал читателям: «Воображаю, как посмеялся бы надо мной, а может быть, и пожалел бы меня, читатель, если б я рассказал, как неумело я замесил глину, какие нелепые, неуклюжие, уродливые произведения выходили у меня, сколько моих изделий развалилось оттого, что глина была слишком рыхлая и не выдерживала собственной тяжести, сколько других потрескалось оттого, что я поспешил выставить их на солнце, и сколько рассыпалось на мелкие куски при первом же прикосновении к ним до и после просушки».

Глиняную посуду, которую Робинзону все же с великим трудом удалось изготовить, можно было использовать только для хранения сухих продуктов — зерна и муки. Но ему нужна была посуда для варки пищи, не боящаяся ни воды, ни огня. И здесь пытливому и наблюдательному отшельнику помог случай. Однажды ему на глаза попался черепок от разбившегося горшка, побывавший в костре. Черепок стал красным, как кирпич, и твердым, как камень. И Робинзон сделал вывод: «...если черепок так затвердел в огне, то, значит, с таким же успехом можно обжечь на огне и целую посудину...

Поставив на кучу горячей золы три больших глиняных горшка и на них три поменьше, я обложил их кругом и сверху дровами и хворостом и развел огонь... Я сидел подле них всю ночь, чтобы не дать огню слишком быстро погаснуть, и к утру в моем распоряжении было три очень хороших, хотя и не очень красивых, глиняных кувшина и три горшка, так хорошо обожженных, что лучше нельзя и желать... Я думаю, ни один человек в мире не испытывал такой радости по поводу столь заурядной вещи, какую испытывал я, когда убедился, что мне удалось сделать вполне огнеупорную глиняную посуду».

Каждый, кто впервые самостоятельно приступает к работе с глиной, испытывает не меньше трудностей, чем знаменитый отшельник Робинзон Крузо. Поэтому хочется надеяться, что книга, которую вы держите в руках, станет верным помощником в освоении азов гончарного ремесла. Прочитав ее, вы узнаете, где можно заготовить и как обработать глину, познакомитесь с самыми различными способами формовки глиняных сосудов, в том числе и на гончарном круге.

Также на сайте:



Декорирование глиной

Декорирование глиной и декорирование по глине раскрывает мир красок, начиная с окрашенной глины и до эмалей для обжига при высоких температурах. Кроме того, здесь рассказывается о традиционных техниках декорирования фарфора, греса и раку.

Декорирование глиной и декорирование глины - разные процессы. В первом случае во внимание принимаются особые свойства глины, а во втором - речь идет о разнообразии глазурованного покрытия.

Цвета глины



Ангобирование керамики

Ангобирование керамикиАнгоб представляет собой глину, разведенную до консистенции сметаны, которой покрывают поверхность сосудов. Толщина ангобного слоя составляет, как правило, 1-2 мм. Его основное назначение в современном керамическом производстве — улучшение декоративных качеств керамики, например, получение более гладкой поверхности, изменение окраски изделий, создание рельефного рисунка и т. п.