Гончарство в Европе



Гончарство в ЕвропеУдивительную «землю», способную при обжиге превращаться в камень, осваивали не только в Передней Азии. На территории Европы в эпоху неолита-энеолита существовали три крупных центра ранних земледельческо-скотоводческих структур, которые создали свои замечательные традиции в гончарстве.

Один из них находился на территории юго-западной Украины и Молдавии, другой — на Кавказе, третий — на территории Средней Азии. Вместе с местными традициями в них хорошо видна тесная связь с древними центрами Передней Азии: северо-месопотамским и, через балканское посредство, с малоазийским.

В Средней Азии замечательные образцы керамических изделий были созданы представителями джей-тунской культуры, которая занимала районы юного Туркменистана и частями северо-восточного Ирана. Она датируется VI тысячелетием до нашей эры.

К этому же времени относится оседлая земледельческо-скотоводческая культура Шому-тепе-Шулавери, располагавшаяся в Центральном Закавказье в долине реки Куры.

Керамика Средней Азии

Энеолитические памятники, сосредоточенные на территории Молдавии и Правобережной Украины, связаны с памятниками Румынии и Болгарии и образуют крайний северо-восточный форпост высокоразвитых земледельческо-скотоводческих культур Балкано-Дунайского региона. Из их числа наиболее известны памятники культуры Триполье-Кукутени.

На трипольских поселениях глину использовали многопланово. Из нее строились одно- и двухэтажные дома, очаги, культовые комплексы, изготавливались разнообразные сосуды. Особый интерес представляют емкости, выполненные в виде тела человека или его отдельных частей. Весьма оригинальны также ритуальные сосуды, сделанные в форме бинокля. Кроме посуды, трипольцы изготавливали из глины различные поделки: модели жилищ, фигурки людей и животных, модели повозок, мебель, скамьи, лежанки, печи для обогрева жилища и приготовления пищи, а также предметы интерьера.

Керамика трипольской культуры расписывалась черной, красной и белой красками. Среди рисунков преобладали спиральные орнаменты, реже изображались зооморфные и антропоморфные фигурки.

Во время раскопок на некоторых археологических памятниках Триполья были обнаружены остатки двухъярусных гончарных горнов для обжига керамических изделий. Эти устройства, по мнению специалистов, датируются IV тысячелетием до нашей эры.

Керамика Триполья

Среди других выделяется, например, посуда культуры Яншао, расположенного в Китае. Во время раскопок здесь была найдена не только грубая серая или серо-коричневая керамика, но и множество парадных расписных сосудов (чаш, блюд, кубков). Красивые тонкостенные сосуды из хорошо отмученной глины с полированной поверхностью, с трехцветной росписью даже сейчас поражают своей изысканностью и разнообразием форм.

Многие виды керамических изделий эпохи неолита и энеолита, созданных в разных уголках земного шара, можно, не преувеличивая, отнести к произведениям искусства.

Уже в пору раннего энеолита все большее значение приобретает создание на поселениях центров, воплощающих идеологическое единство племен. Соответственно, помимо рядовых домов, на поселениях появляются специализированные строения-святилища. Они встречаются повсеместно. Одними из самых ярких являются Чатал-Хююкские, раскрывающие богатейший мир раннеземледельческой культуры. Эти святилища поражают убранством интерьера, где многоцветные настенные и напольные росписи сочетаются с глиняными барельефами и горельефами, порой покрытыми затейливым орнаментом.

Кроме росписи стены украшали также и разнообразные рельефные фигуры, изготовленные из каркаса из тростника и облепленного глиной, как, например, в Иерихоне. Иногда в эти фигуры изображающих животных, включались изображения черепа барана или быка. Потом такие рогатые головы помещались рядами на специальных глиняных подставках.

Также на сайте:



Роспись керамики ангобом

Кроме росписи красками, широко распространено нанесение на поверхность различных узоров и рисунков способом ангобирования. Ангоб, предназначенный для этих целей, представляет собой жидкую, тонко растертую глину. Она может быть белой или иметь другие цвета, получаемые при помощи примеси к белой глине различных красителей.

Техника росписи ангобом предполагает нанесение декора исключительно на влажное изделие. Ангоб, нанесенный на сырую поверхность, из-за повышенной влажности может привести к деформации формы.



Гончарный круг

Гончарный кругПри всем разнообразии методов и способов формовки изделий для изготовления высокохудожественных или оригинальных изделий из керамики, как на предприятиях, так и в небольших мастерских одним из главных инструментов продолжает оставаться гончарный круг.

Он позволяет создавать разнообразные равномерно расширяющиеся или сужающиеся симметричные изделия самых разных форм и размеров.